Центром социальных экспертиз Института социологии Национальной академии наук Украины на заказ Представительства детского фонда ООН ЮНІСЕФ в Украине в период с 10.09.05.по 15.12.05. было проведено исследование на тему «Оценка эффективности информационной кампании по профилактике йодной недостаточности среди населения Украины».
Актуальность данного исследования обусловленная тем, что любая информационная кампания на разных этапах своего внедрения требует определенной рефлексии. Подобная оценка нужна для измерения соответствия затраченных усилий полученным результатам. Часто, в походке такого оценивания отслеживаются разные аспекты, среди которых могут быть такие: ли получила целевая аудитория адресованные ей сообщения, свернула ли на них надлежащее внимание, понятная ли содержание сообщений, сохранила ли необходимую информацию в любой форме в сознания и т.п.
Вообще оценка следствий/эффективности информационных кампаний свидетельствует о том, смогла ли распространяемая информация повлиять и изменить мысли, отношение и поведение той части аудитории, на которую были направленные информационные мероприятия.
В рамках Программы сотрудничества между ЮНІСЕФ и правительством Украины одной из приоритетных целей предусмотрены распространения информации относительно профилактики йод дефицитных заболеваний (ЙДЗ). В течение 2003-2005 гг. Детским фондом ООН в Украине было доложено значительных усилий в повышении осведомленности население относительно ЙДЗ и формирование положительных моделей поведения в этом аспекте. Итак накопленный опыт из информирования населения требует оценки и анализа.
Реализация поставленных нами задач разрешит повысить эффективность внедрения информационных кампаний и разных коммуникационных интервенций из профилактики ЙДЗ, а также использовать полученный опыт в внедрении и оценке других информационных кампаний, ориентированных на формирование, или изменение поведенческих стереотипов.
В границах предложенного нами проекта было охвачено все 6 регионов Украины: Западный, Восточный, Центральный, Южный, Северный, АР Крым. Однако, разработка концепции исследование и системы индикаторов оценки эффективности информационной кампании происходила в г. Киеве.
Исследование проводилось с целью: оценить эффективность информационной кампании из профилактики ЙДЗ.
В подготовке проекта мы ставили перед собою следующие задачи:
2. Разработать индикаторы оценки эффективности информационной кампании.
3. Провести полевой этап исследования.
4. Проанализировать полученные данные и сравнить их из данными прежде проведенного исследования по проблеме ЙДЗ.
Учитывая цель исследования наиболее адекватной считалась представленная ниже методология.
Научно-исследовательские технологии, которые использовалось при оценке следствий/эффективности информационных кампаний, содержали в себе количественное (опрашивание общественной мысли) и качественное исследование (фокуса-группы).
1. Фокус-групповые интервью с представителями целевой аудитории, на которую была направленная информационная кампания (женщины репродуктивного века) — вообще 4 фокуса-группы в Винниц, Черкассах, Харькове и Львове.
2. Опрашивание респондентов (выборка 1200) с целью выявления:
Исходя из цели исследования, достаточным объемом выборки есть 1200 респондентов.
По результатам исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Наибольший уровень осведомленности относительно проблемы ЙДЗ и путей их профилактики зафиксирован в регионах, в которых была проведена информационная кампания (Сімферопіль, Харьков, Львов), кроме того уровень осведомленности кое-что повысился по сравнению с исследованием 2002 года, который также свидетельствует об эффективности проведенных информационных мероприятий.
2. Исследование удостоверило, что наиболее эффективными каналами коммуникации с целевой аудиторией оказались не столько масс-медиа, сколько практически-ориентированные мероприятия: лекции, семинары, тренинги. Поэтому в дальнейшем при планировании информационных вмешательств следует учитывать запросы целевой аудитории именно на такой вид коммуникации.
3. Экспертное опрашивание показало, что по оценкам представителей СМИ, наиболее эффективной путем взаимодействия НДО и масс-медиа есть написание пресс-релизов, проведение пресс-конференций, проведение ознайомчих встреч, размещение информации на веб-сайтах, проведение семинаров и конкурсов для журналистов.