Контактные телефоны:

  • (044) 255 75 41 
  • (044) 253 14 01
Центр социальных экспертиз

Проект «Социально-психологические последствия аварии на ЧАЭС: модели выживания»

Проект выполнен Центром социальных экспертиз ИС НАНУ по заказуМинистерства Чрезвычайных Ситуаций Украины

Время проведения проекта: 1992 — 2006гг.

Названия тем мониторинга по Чернобыльской тематике:
1992-1995 гг. Тема: «Социальные следствия аварии: динамика изменений» 
1996-1998 гг. Тема: «Динамика социальных процессов: Социально-психологический мониторинг следствий чернобыльской аварии» 
1997 г. Тема: «Социальная политика и комплексная программа: ЧАЭС-СЛАВУТИЧ»
1999-2000 гг. Тема: » Социально-психологический мониторинг условий жизни и деятельности социальных групп, которые пострадали от Чернобыльской аварии: сравнительный анализ и рекомендации»
2001 г. Тема: «Социально-экологические риски и безопасность в условиях естественных и техногенных чрезвычайных ситуаций и катастроф (с учетом опыта ликвидации последствий аварии на ЧАЭС) 
2002 г. Тема: «Разработка моделей жизнедеятельности в условиях повышенного риска вследствие чрезвычайных ситуаций и катастроф: с учетом опыта Чернобыльской катастрофы»

Цель работы:
Изучение динамики социально-психологических следствий аварии на ЧАЭС; изучение наиболее распространенных социально-психологических моделей функционирования социальных институтов в кризисных и экстремальных ситуациях; исследование и распространение адаптационных стереотипов и механизмов среди всех категорий пострадавшего населения, в том числе:

 

Основные задачи:
1) Выявление тенденции и особенности изменений жизненной ситуации участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, обработка практических рекомендаций по улучшению их социальной защиты.
2) Разработка научно-методических основ мониторингов социально-психологической ситуации в зоне аварии на ЧАЭС.
3) Построение общей концепции мониторинга содержательных признаков и условий развития детей и подростков, которые проживают в зонах повышенного контроля; осуществление научно обоснованной оценки типичных для указанного региона отклонений в развитии индивидуальности ребенка на основе данных отслеживания динамики ее здоровья.
4) Разработка структуры проблемы воспроизведения здорового населения в зонах, которые пострадали от аварии на ЧАЭС.
5) Разработка и научное обоснование использования информационной модели в экстремальных условиях аварии на ядерных объектах в комплексе мероприятий по предупреждению отрицательных социально-психологических следствий. 
6) Изучение факторов социальных рисков и социальной дезадаптации населения, их сравнительная характеристика, прогноз динамики во времени и пространстве, достоверность нейтрализации этих факторов.
7) Накопление банка данных социальных моделей макрогрупповых стереотипов поведения и осознание в экстремальной ситуации.
8) Разработка рекомендаций относительно моделей жизнедеятельности разных социальных групп в зависимости от состояния окружающей среды, здоровья и их социально-экономических и социально-культурных ориентаций в условиях чрезвычайных ситуаций (на основе опыта Чернобыльской катастрофы).
9) Разработка системы коммуникационного взаимодействия социальных систем и макрогрупп в сменных условиях катастрофы.
10) Разработка социально-экономических и социально-психологических индексов оценки рисков в условиях чрезвычайных ситуаций.
11) Разработка социальных моделей оптимизации рисков.
12) Разработка компенсационных и реабилитационных мероприятий.
В процессе работы проводились социально-исследовательские экспертизы, опрос, диагностики и экспресс-диагностики.

Выборочная совокупность:
(1997)
Всего за целевой выборкой было опрошено по 300 респондентов среди граждан, которые относятся ко II зоне потерпевших, III зоны потерпевших, переселенцев и жителей «чистых» районов Полтавской области всего 1200 респондентов.
Содержание отчета по проекту:
(1996)
Вступление
Раздел I. Динамика социальных процессов: социально-психологический мониторинг последствий чернобыльской катастрофы
Раздел II. Жизненная ситуация ликвидаторов и их нравственно-психологическое самоощущение: актуальное состояние и тенденции изменений
Раздел III. Динамика здоровья (социального, психофизического, психического, духовного) детей и подростков, которые проживают в зонах повышенного контроля
Раздел IV. Изучение и оценка информационной стратегии послечернобыльского периода ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Разработка и научное обоснование эффективности информационных технологий
Заключение 
(1997)
Вступление
Раздел I. Динамика социальных процессов: социально-психологический мониторинг следствий чернобыльской катастрофы
Раздел II. Жизненная ситуация ликвидаторов и их нравственно-психологическое самоощущение: актуальное состояние и тенденции изменений
Раздел III. Мониторинг социально-психологической ситуации в зоне аварии на ЧАЭС и в местах нового поселения
Раздел IV. Динамика здоровья (психофизического, психического, социального, духовного) детей и подростков, которые проживают в зонах повышенного
контролю
Раздел V. Разработка структуры проблемы воспроизведения здорового населения в зонах, которые пострадали от аварии на ЧАЭС
Раздел VI. Изучение и оценка информационной стратегии послечернобыльского периода ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Разработка и научное обоснование эффективности информационных технологий
Выводы
(1998)
Вступление
Раздел I. Динамика социальных процессов: социально-психологический мониторинг следствий чернобыльской катастрофы
Раздел II. Участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС как социальная группа (мониторинг жизненных проблем)
Раздел III. Мониторинг социально-психологической ситуации в зоне аварии на ЧАЭС и в местах нового поселения
Раздел IV. Научное обоснование системы реабилитационных мер для лиц с посттравматическими стрессовыми проблемами (ПТСР), которые пострадали вследствие чрезвычайных ситуаций и критических инцидентов
Раздел V. Разработка системы мероприятий для медико-психологической реабилитации детей и подростков с затронутыми формами социальной адаптации, которые были эвакуированы из мест постоянного проживания в связи с Чернобыльской катастрофой
Раздел VI. Динамика здоровья (психофизического, психического, социального, духовного) детей и подростков, которые проживают в зонах повышенного контроля
Раздел VII. Научное обоснование модели информационного обеспечения населения в комплексе мероприятий по предупреждению отрицательных социально-психологических последствий. Проведение апробации отдельных компонентов информационной модели с учетом существующих реальных условий
Выводы
(1999)
Вступление
Раздел 1. Социально-психологический мониторинг условий жизни и деятельности социальных групп, потерпевших от Чернобыльской аварии: сравнительный анализ и рекомендации».
Раздел 2. Участники ликвидации последствий аварии на чаэс как социальная группа (мониторинг жизненных проблем)
Раздел 3. Мониторинг социально-психологической ситуации в зоне аварии на чаэс и в местах нового поселения
Раздел 4. Научное обоснование системы реабилитационных мер для лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами (ПТСР), которые пострадали вследствие чрезвычайных ситуаций и критических инцидентов
Раздел 5. Разработка системы мер по медико-психологической реабилитации детей и подростков с нарушенными формами социальной адаптации, которые были эвакуированы с мест постоянного проживания в связи с чернобыльской катастрофою
Раздел 6. динамика здоровья (психофизического, психического, социального, духовного) детей и подростков, которые проживают в зонах повышенного контроля
Раздел 7. Научное обоснование модели информационного обеспечения населения. проведение апробации отдельных компонентов информационной модели с учетом существующих реальных условий
Выводы
(2000)
Вступление
Раздел I. «Социально-психологический мониторинг условий жизни и деятельности социальных групп потерпевших от чернобыльской аварии: сравнительный анализ и рекомендации»
Раздел II. Мониторинг жизненных проблем участников ликвидации последствий аварии на чаэс. оценка возможностей использования опыта ликвидации аварии на чаэс в условиях других природных и техногенных аварий
Раздел III. «Научное обоснование системы социально-психологической помощи потерпевшим от чрезвычайных ситуаций и критических инцидентов»
(2001)
Перечень условных обозначений, символов, единиц, сокращений и терминологии
Вступление
Раздел 1. Анализ социологической информации по вопросам опыта ликвидационных работ на ЧАЭС.
Раздел 2. Субъективная реальность переселенных: чувства, ожидания, страхи
Раздел 3. социальные риски и социальная безопасность
Раздел 4. социальная защита пострадавших от чернобыльской катастрофы: оценка состояния и динамика изменений
Раздел 5. частное хозяйство разных категорий пострадавшего населения
Раздел 6. социальная адаптация потерпевших, ее механизм и динамика
Раздел 7. особенности отображения экологических проблем в массовом сознании населения
Выводы
(2002)
Перечень условных обозначений, символов, единиц, сокращений и терминов
Вступление
Раздел 1. Обработка информации по первому мониторингу. Анализ результатов мониторинга социальных следствий Чернобыльской катастрофы
Раздел 2. Построение моделей макрогрупповых стереотипов поведения и сознания в экстремальной ситуации
Выводы
Список ссылок

Выводы:
Мониторинг социально-психологических последствий Чернобыля, который проводится с 1992 года, — весьма важный и уникальный проект, который проводит Институт социологии НАНУ при инициативе и поддержке МНС Украины. Благодаря этому удалось зафиксировать целый ряд социальных феноменов и явлений.
Вследствие проведенной за все эти года работы, можно подытожить что:
3 Система посткатастрофичной реабилитации не может быть чисто медицинской. Потерпевших, лишь бы они стали гражданами, надо возвратить в социальную сферу активной деятельности комплексными методами и мероприятиями.
3 Чернобыль оставил нам три категории пострадавших (ликвидаторы, переселенные, самоселы 30-км зоны), которых очень тяжело реабилитировать. Самоселы, например, 1) живут одиночками или семьями с 2-х лиц, 2) ведут замкнутое хозяйство, 3) общаются с миром без обратной связи.
3 Потерпевшие (по моделям выживания) условно поделились на три группы:
1) “застывшие в прошлом” – живут как и до катастрофы, будто ничего не произошло;
2) “искалеченное будущее” – Чернобыль навсегда искалечил их судьбу и здоровье;
3) “связанные родственными корнями” – жить около жилищ и могил предков.
3 Чернобыль породил ряд социальных синдромов, которые невозможно “вылечить” исключительно материальными и медицинскими средствами:
1) синдром жертвы – потерпевшие на всю жизнь,
2) синдром постоянного социального исключения – безынициативность, патернализм, требования “вечной ренты от государства”,
3) синдром эвакуации и переселения – затронутая картина мира, слабая адаптация к новым условиям,
4) синдром утраченного здоровья – каждый год здоровье взрослых и детей ухудшается больше и больше,
5) синдром невежества – незнание ситуации, законов и правил жизнедеятельности на загрязненной среде, пострадавшие живут по повседневным понятиям субъективного риска.
Таким образом:
1. Социально-психологические последствия Чернобыля почти не исчезают и не смягчаются.
2. Социальное самочувствие пострадавших – это автономный феномен, который не связан с объективными условиями их жизни и состояния.
3. Потерпевшие (в условиях тотальной бедности и безысходности) занижают самооценку своего состояния, лишь бы не утратить “копеечную”, но все же помощь.
4. Потерпевшие большей частью уже не желают переселяться в чистые регионы.
5. Таким образом, необходимо разрабатывать программу “Возрождение жизни”, лишь бы не оставить детей и молодежь в атмосфере “умирающей жизни”.
В отдельности были сделаны выводы по каждому из отчетов по чернобыльской тематике.

Публикации результатов проекта:
1) Социальные последствия чернобыльской катастрофы (результаты социологических исследований 1986-1995 гг.)/ Отв. ред.: В.Ворона, Е. Головаха. Ю. Саенко. — Харьков: Фолио, 1996. — 414 с.
2) Чернобыль и социум. Вып. 1. Чернобыльский синдром: социально-психологические следствия. — К.: Ин-т социологии, 1995. — 108 с. 
3) Чернобыль и социум. Вып. 2. Социально-психологическая динамика следствий катастрофы. — К.: Ин-т социологии, 1995. — 161 с. 
4) Чернобыль и социум. Вып. 3. Динамика социальных процессов: социально-психологический мониторинг следствий чернобыльской катастрофы. — К.: Ин-т социологии, 1997. — 267 с. 
5) Чернобыль и социум. Вып. 4. Динамика социальных процессов: социально-психологический мониторинг последствий чернобыльской катастрофы. — К.: Ин-т социологии, 1998. — 247 с. 
6) Чернобыль и социум. Вып. 5. Социально-психологический мониторинг условий жизни и деятельности социальных групп пострадавших от Чернобыльской аварии: сравнительный анализ и рекомендации. — К.: Ин-т социологии, 1999. — 310 с. 
7) Чернобыль и социум. Вып. 6. Социально-психологический мониторинг условий жизни и деятельности социальных групп пострадавших от Чернобыльской аварии: сравнительный анализ и рекомендации. — К.: Ин-т социологии, 2000. — 338 с.
8) Чернобыль и социум. Вып. 7. Социально-психологический мониторинг условий жизни и деятельности социальных групп пострадавших от Чернобыльской аварии: сравнительный анализ и рекомендации. — К.: Ин-т социологии, 2001. — 408 с.
9) Социальная и психологическая помощь населению, которое пострадало от техногенных катастроф (за материалами Чернобыльской катастрофы). Пособие. — К.: Ин-т социологии НАНУ, 1997. — 179 с.
10) Проблема переселения жителей из территорий, радиационно-загрязненных вследствие Чернобыльской катастрофы, и пути ее решения. Рекомендации. — К.: Ин-т социологии НАНУ, 1997. — 44 с.
11) Чепа М.-Л.А. Мониторинг психических нарушений, вызванных радиацией. Научно-методическое пособие. — К.: Ин-т социологии НАНУ, 1998. — 140 с. 
12) Психологическая феноменология экологической катастрофы (на материалах Чернобыльской катастрофы). Монография. — К.: Ин-т социологии НАНУ, 1998. — 302 с. 
13) Нравственно-психологическое влияние чрезвычайных ситуаций (на примере Чернобыля). Монография. — К.: Ин-т социологии НАНУ, 1998. — 96 с. 
14) Современные технологии реабилитации лиц, которые пострадали вследствие чрезвычайных ситуаций. Методические рекомендации. — К.: Ин-т социологии НАНУ, 1998. — 22 с. 
15) Методические основы формирования информационного поля крупных техногенно-экологических катастроф. Методическое пособие. — К.: Ин-т социологии НАНУ, 1998. — 105 с. 
16) Дети Чернобыля: проблемы социально-психологической адаптации эвакуированных. Монография. — К.: Ин-т социологии НАНУ, 1998. — 130 с. 
17) Гумманизация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах. Пособие для учителей зоны повышенного радиационного контроля. /За ред Г.О.Балла. — К.: Ин-т социологии НАНУ, 1998. — 132 с. 
18) Проблемы жизнедеятельности и общественного здоровья население, которое живет на загрязненных радионуклидами территориях, и отселенного в чистые регионы в отдаленный период аварии (социально-психологические аспекты). Рекомендации. — К.: Ин-т социологии НАНУ, 1998. — 44 с. 
19) В.В.Попович. Социальные факторы катастроф (чернобыльский опыт). — К.: Ин-т социологии НАНУ, 1999. — 86 с. 
20) В.Г. Панок. Методические подходы к предоставлению психологической помощи пострадавшим от техногенной катастрофы. Монография. — К.: Ин-т социологии НАНУ, 1999. — 106 с. 
21) С.И. Яковенко, В.И.Лысенко. Социально-психологическая помощь при чрезвычайных ситуациях и критических инцидентах. Монография. — К.: Ин-т социологии НАНУ, 1999. — 226 с. 
22) В.С.Подкорытов, Л.Ф.Шестопалова. Невротические расстройства у детей и подростков — «чернобыльцев». Монография. — К.: Ин-т социологии НАНУ, 1999. — 264 с. 
23) Методические рекомендации «Особенности формирования психологической готовности к обучению в школе у детей, которые проживают на загрязненных, вследствие аварии на ЧАЭС, территориях «(За ред. Кулачковской С.Е.) (1998)
24) Научно-методическое пособие «Показатели индивидуального развития детей, которые пострадали от аварии на ЧАЭС» (За ред. Киричука О.В.) (1998)
25) Методические рекомендации «Психологическая помощь семьям, которые проживают на загрязненных, вследствие аварии на ЧАЭС, территориях» (За ред. Кисарчук З.Г.) (1998)
26) Монография «Проблемы нравственно-психологической адаптации ликвидаторов по чрезвычайным ситуациям (по материалам Чернобыльской катастрофы)» (Попович В.В.) (1998)