Проект выполнен Центром социальных экспертиз ИС НАНУ по заказуUEPLAG
Время проведения проекта: 2000г.
Цель – анализ неофициальной экономической деятельности в Украине на микроуровне (домохозяйство).
Задачи:
Выборочная совокупность:
Общенациональный опрос: было опрошено 2000 респондентов в пяти регионах Украины (Центр, Восток, Запад, Юг, Север), АР Крым и г. Киев (5 городов областного и 5 городов районного значения). Репрезентативная квотная выборка за признаками: пол, возраст, местожительство.
Экспертный опрос: выборка – 214 экспертов (108 – госслужащих разного уровня; 106 – предпринимателей разного уровня. Региональный разрез: Львов, Житомир, Киев, Полтава, Донецк, Херсон, Симферополь).
Содержание отчета по проекту:
Раздел 1. Общая социально-демографическая характеристика;
Раздел 2. Занятость населения;
Раздел 3. Занятость в неформальном секторе экономики;
Раздел 4. Объем и структура теневой составной экономической деятельности (измерение реального жизненного уровня);
Раздел 5. Социальные следствия тенизации экономической жизни и коррумпированности.
Выводы:
Работающие в неформальном секторе, в значительной мере, действуют вне законодательного урегулирования или пользуются лишь незначительной правовой защитой, или вообще не обеспечиваются им. Это лишает их права обращаться в судебные инстанции с требованием выполнения контрактных обязанностей, гарантии владения недвижимостью и соблюдения работодателями норм социальной защиты.
В национальной политике в сфере занятости следует признать неформальный сектор в качестве источника рабочих мест. И такой способ экономической деятельности, которая осуществляется вне институционализированных экономических структур, дает возможность выживать большим массам людей.
Решение проблем неформального сектору экономики нуждается в создание условий для функционирования предпринимательской, рыночной, конкурентной среды, принятия протекционистских мероприятий относительно мелкого бизнеса, установив его в правовые рамки, поскольку сегодня именно он активно питает теневой сектор.
Развитие неформальной занятости на современном этапе можно рассматривать как проявление механизма саморегулирования экономики.
Однако, развитие неформального сектора надо направить в цивилизационное русло.
На наш взгляд, информационное обеспечение компании из легализации не задекларированных в свое время доходов должно стать одним из ключевых направлений борьбы с экономической “тенью”. Вводить Закон о легализации доходов нужно после того, как будут созданы соответствующие экономические предпосылки.
Поскольку в Украине правовое поле весьма нестабильное, неблагоустроенное, противоречивое и неблагоприятное для легального предпринимательства, прагматические граждане боятся легализировать полный объем своих доходов.
Надо упростить систему налогообложения, а также уменьшить размер определенных налогов.
Для уменьшения уровня коррупции, необходимая конкурентность в предоставлении услуг гражданам, лишь бы обеспечить возможность выбора.
Очень сложная проблема с переориентацией общественного сознания относительно взяточничества и подкупа, которое стало нормой при решении личных и деловых проблем граждан или организаций.
Абсолютно недопустимое недофинансирование служащих государственного аппарата, поскольку это побуждает чиновника к коррупции.
К уклонению от уплаты налогов в полном объеме ведет прежде всего, низкий уровень официальных доходов, высокие ставки подоходного налога и занятость в теневом секторе экономики, что создало механизмы утаивания прибыли.
Социологические исследования свидетельствуют: 1) большинство граждан не настроены декларировать свои доходы; 2) они хорошо владеют механизмами утаивания прибыли от неформальной деятельности; 3) система декларирования доходов граждан недостаточно жесткая; 4) в украинском обществе абсолютно отсутствует традиция предоставления деклараций о доходах; 5) наоборот стереотипов “укради, обмани или припрячь” был в течении сотен лет основой выживания.
Основная и самая тяжелая проблема, которую не обойти и без которой не достичь успехов в борьбе с коррупцией и взяточничеством – это последовательная, повседневная, методическая работа относительно изменений общественного сознания. Основной способ: 1) утверждение утраченного доверия граждан к государству; 2) доказательства (конкретные и достоверные) того, что государство становится на защиту интересов отдельного человека, групп людей и их общественно -и природно-утвержденной деятельности.
Таким образом, как это может не казаться парадоксальным и даже мифологическим, — воспроизведение и утверждение духовности, гуманности как со стороны отдельного гражданина и всего гражданского общества, так и со стороны государства – вот базовый гарант уменьшения мафиозности, тенизации, коррупции и взяточничества.