Проект выполнен Центром социальных экспертиз Института социологии НАНУ по заказу Мирового Банка
Термин реализации: 2012 год
Менеджер Проекта: Олександр Гончарук
Исследование 2012 года во многом продолжаете тематику исследований предыдущих лет, вместе с тем имеет несколько существенных отличий.
Главное отличие заключается в том, что исследование 2010-2011 годов были направлены на оценку результативности реформ, а нынешнее концентрирует внимание на возможности отмены моратория, создании полноценного рынка земель сельскохозяйственного назначения и новом круге вопросов, тесно связанных с перспективой внедрения рынка земель. Это, например изменения в системе регистрации прав на земельные участки, потенциальные достижения и потери от внедрения рынка земель. К тому же, анализируемое исследование имеет целью не просто зафиксировать оценки общественности относительно разных аспектов внедрения рынка земель, но и оценить тенденции (динамику) изменений этих оценок в течение относительно короткого времени.
Другим существенным отличием нынешнего исследования является то, что впервые участниками анкетирования стали представители местного самоуправления в лице сельских глав и депутатов сельских советов. В предыдущих исследованиях с сельскими главами проводились только фокус-групповые интервью, которые, хотя и содействовали получению качественной информации от этой группы, вместе с тем значительно ограничивали круг участников исследования. Вообще проводилось по 7 фокус-групп каждый год, то есть участниками были лишь близко 70 представителей местного самоуправления ежегодно; ныне их 400 лиц как участников анкетного опроса.
Указанные отличия привели к определенному изменению методики проведения исследования. Если в прошлых исследованиях проводилось по одном анкетированию (1) граждан, которые стали владельцами земли вследствие паевания земель сельскохозяйственного назначения, (2) руководителей сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств, — то ныне проект реализуется как панельное исследование, когда один и тот же социальный объект (в данном случае – потенциальные участники рынка земель сельскохозяйственного назначения: (1) граждане, которые стали владельцами земли; (2) руководители сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств; (3) представители местного самоуправления) изучаются за идентичной программой и методикой через определенный Техническим заданием интервал времени – три опроса в течение одного года. Благодаря этому появляется возможность установить тенденции изменений в динамике отношения к земельной реформе. В результате исследования будет сформирована база респондентов со всех трех категорий, которых трижды в течение исследование будет опрошено за соответствующим инструментарием.
Таким образом, полученные данные являются результатом первой волны опроса:
1) 800 граждан, которые стали владельцами земли вследствие паевания земель сельскохозяйственного назначения (глав домохозяйств в сельской местности);
2) 800 глав фермерских хозяйств и руководителей сельскохозяйственных предприятий;
3) 400 представителей местного самоуправления (сельских глав и депутатов сельских советов).
Обращаем внимание на то, что исследование 2012 года оперирует показателями за 2011 год, поскольку отчетные периоды фермерских хозяйств/ сельскохозяйственных предприятий отложены во времени с периодом проведения исследований. В тексте отчета, на рисунках и в таблицах, по обыкновению указано время проведения исследования, если не указано другое. То же самое касается и исследований 2010-2011 лет.
Детальнее – на сайте Проекта «Выдача государственных актов на право собственности на землю в сельской местности и развитие системы кадастра» http://zemreforma.info/