Контактные телефоны:

  • (044) 255 75 41 
  • (044) 253 14 01
Центр социальных экспертиз

Проект «Теневая экономика: социальные проблемы неофициальной экономической деятельности»

Проект выполнен Центром социальных экспертиз ИС НАНУ по заказу Freedom House и при финансовой поддержке USAID

Время проведения проекта: 1999г.

Главной целью проекта является исследование основ возникновения и механизмов функционирования теневой экономики, оценка закономерностей, перспектив и социальных следствий ее развития, создание базы данных социально-экономических проблем тенизации, разработка предложений относительно ее локализации, ограничение и переведение в легальную сферу деятельности для решения проблем функционирования и развития народного хозяйства и обеспечение выхода экономики Украины из кризисного состояния.

Соответственно к цели проекта в процессе выполнения работы поставлены такие задачи:

  • определить основные причины трансформации теневой экономики и особенности ее функционирования в Украине; 
  • оценить современные социально-экономические следствия; 
  • обнаружить современные тенденции, механизмы теневой экономической деятельности;
  • предложить комплекс государственных мероприятий противодействия теневой экономики и переведение ее в легальную сферу деятельности; 
  • определить критерии для дифференциации экономической деятельности на теневую и не теневую; определить группы ограничений государством экономической деятельности и выяснить их структуру и влияние на развитие теневой экономики; 
  • создать базу данных социально-экономических проблем тенизации, которая даст возможность:
    > с применением методик социологического и макроэкономического уровня установить границы теневой экономики, ее объемов и особенностей в Украине;
    > дать оценку эффективности деятельности налогового законодательства на данном этапе в массовом сознании граждан;
    > обнаружить натуральные и стоимостные объемы необеспеченного товарного спроса, который даст возможность оперативно корреггировать между и внутриотраслевую народно-хозяйственную политику правительства.
    > дать оценку количественным параметрам социально-отрицательных следствий расширения теневого сектора, таких как: 
    криминализация экономической жизни значительного количества населения страны; 
    возникновение «вторичных» социальных институтов закрытого типа (кланы) 
    «размывание» существующих легитимных структур и институтов общества, коррупция, сползание к тоталитарным методам политического управления и такое др.

Выборочная совокупность:
В сентябре – октябри 1999 г. было проведено социологическое исследование. Для проведения исследования было отобрано двенадцать городов, разных по размеру и региональному расположению, и пять сел (5 городов областного значения и 5 городов районного значения: Западного –Львов, Стрый и село Бирки; Северного – Житомир, Бердичев и село Кошеливка; Северного – Херсон, Каховка и село Наднепрянское; Восточного – Донецк, Макеевка и село Старомихайловка; Центра – Полтава, Кременчуг и село Абозовка, в Автономной Республике Крым – Симферополь и г. Киев. В каждом городе и селе было отобрано приблизительно по 100 респондентов, таким образом, всего их было выбрано 2000. Отбор респондентов для опрашивания проводился по репрезентативной квотной выборке по трем признакам — полом, возрастом и местожительством.

В декабре 1999 года был проведен экспертный опрос. В нем экспертами выступили государственные служащие и предприниматели в пятые регионах Украины и в городе Киеве и Симферополе (всего 214 экспертов: из них 108 государственных служащих и 106 предпринимателей). Города, где проводился опрос: Житомир, Донецк, Полтава, Львов, Херсон, Киев, Симферополь.

Содержание отчета по проекту:
Основные причины функционирования теневой экономики в Украине 
Влияние нелегальной экономики на уровень занятости 
Влияние нелегальной экономики на государственные службы и предпринимательскую деятельность 
Влияние нелегальной экономики на доходы населения 
Влияние нелегальной экономики на уровень жизни

Предложения и рекомендации

Выводы:
Государство теряет возможности реального управления экономикой, поскольку почти половина экономической деятельности имеет неофициальный характер, не подпадает под действие государственно-правовых регуляторов. 
Сконцентрированный капитал не направляется на инвестирование национального производства, не может быть использован для поддержки социальной инфраструктуры, объективно оказывает содействие росту налогового пресса, который в свою очередь, загоняет в тень еще больший объем экономики. 
Теневая экономика развращает общество и приводит к глубоким отрицательным социальным сдвигам. Она деформирует сознание людей, приучает игнорировать установленные государством правила, ведет к правовому нигилизму. Новое рыночное отношение отождествляются в общественном сознании с противоправной деятельностью, которая формирует психологическое сопротивление реформам. 
Занятость опрошенного населения оказалась довольно высокой: подавляющее большинство респондентов совмещает разные типы занятости, то есть имеет как постоянную, так и дополнительную работу, работает дома и на земельном участке; 
Анализ структуры занятости также разрешил установить, что за сектором применения работы среди опрошенных, пока что, преобладает занятость в государственном секторе, хотя частная сфера применения работы уже приобретает довольно значительный вес. Частный сектор оказался главным относительно предоставления дополнительной работы желающим работать. Он почти в 2,5 разы превышает сферу предоставления работы в государственном секторе; 
Частный сектор имеет более значительную загруженность работы по сравнению с госсектором, на что указывает выявленная тенденция роста части тех респондентов, занятых в частном секторе, которые тратят на работу значительно большее количество времени, чем это установлено законодательством, а именно: 41 и больше часов на неделю; 
В неформальном секторе экономики работает 45% респондентов от всех опрошенных, и это не учитывая того, что в каждой семье неформальной деятельностью занимается если не сам респондент, то, за ответами опрашиваемых, второй или третий работающий член семьи. 
В неформальном секторе экономики занятые все социальные группы экономически активного населения: наемные работники как государственных, так и частных предприятий, предприниматели, служащие, безработные, студенты, домохозяйки, а также пенсионеры. Преимущественно это служащие и рабочие, разные по возрастному цензу со средним специальным, высшим и незаконченным высшим образованием. 
Вообще служащие и предприниматели определились как относительно понятия «тенизация», так и относительно процесса, который за этим кроется: большинство экспертов указали, что это экономическая деятельность, которую стараются припрятать от налогов. 
Большинство экспертов-предпринимателей считают, что максимально возможные налоговые ставки такие:
— на прибыль – до 20%
— налог на добавленную стоимость (НДС) – до 10%
— на фонд заработной платы – до 20%. 
По мнению большинства экспертов основной причиной тенизации экономической жизни в Украине стало неповоротливое законодательство и чрезмерное налоговое давление. Большинство экспертов конкретно указали на те учреждения, которые виновные в создании условий для тенизации – это Верховная Рада и Правительство, то есть законодательная и исполнительная власть. 
Важнейшими государственными решениями, которые не были принятые своевременно и которые могли бы предотвратить «тонизацию» экономики Украины, эксперты считают изменение законодательства и налогового законодательства в том числе. Оптимальными мерами по уменьшению масштабов теневой экономики эксперты называют «снижение налогового давления», «усиление государственного контроля финансовой сферой и движением финансовых потоков», «легализацию теневого капитала». 
По оценкам экспертов в среднем теневая часть экономики в их регионах составляет приблизительно 50%. 
В зависимости от уровня тенизации и социально-экономических условий одни и те же виды теневой экономической деятельности могут выполнять как деструктивные, так и конструктивные функции, поэтому при принятии управленческих решений на разных уровнях нельзя недооценивать влияние «теневой экономики». 
По мнению экспертов, отрицательное влияние теневой экономики состоит, во-первых, в «общей криминализации государства и общества» во-вторых, в «сокращении налоговых поступлений и невозможности государства обеспечить реализацию социально-экономических программ и развитие экономики». 
Положительная роль теневой экономики, по мнению экспертов состоит в том, что она «создает рабочие места, которые не имеют возможности существовать в условиях официальной экономики» (на первом месте за степенью важности у экспертов-предпринимателей), «есть средством выживания и улучшения условий жизни большинства граждан» (на первом месте за степенью важности у экспертов -государственных служащих). 
Что касается понимания экспертами понятия коррупция, то для большинства из них коррупция есть «злоупотребление властью, превышение должностных полномочий для собственного обогащения». 
Результаты исследования подтверждают, что обычная структура источников доходов население испытает трансформацию. Традиционные источники, которые формируют доходы населения (заработная плата, пенсии, разные виды социальной помощи) уступают место другим источникам жизнеобеспечения – полутрадиционным (индивидуальная трудовая деятельность, частное предприятие), нетрадиционным, неофициальным (продажа вещей, приобретенных специально для продажи, доход от частного бизнеса, который полностью или частично принадлежит им, сдача в аренду недвижимости и т.д.). 
Оказалось, что большинство опрошенных тратит денег почти вдвое больше, чем составляет их средний общий доход за год. Из чего можно сделать вывод, что в среднем сумма общего совокупного дохода семьи за год вдвое большая, чем они указывают в анкете, и вторая часть доходов скорее складывается за счет теневых доходов.

Публикации результатов проекта: «Теневая экономика: социальные проблемы неофициальной экономической деятельности в Украине (доклад международной конференции)». Сборник / Наук. ред. док. экон. наук Ю.И. Саенко. – К.: Ин-т социологии НАНУ, 2000. – 152с.