Проект выполнен Центром социальных экспертиз ИС НАНУ по заказу МОТ-ИПЕК
Время проведения проекта ноябрь 2002 – март 2003гг.
Цель проекта:
Цель исследования – разработать стратегию предупреждения торговли людьми из стран происхождения и стратегию расширение доступа к жертвам, обеспечение их защиты в странах назначения и при возвращении домой.
Основные задачи исследования:
Выборочная совокупность:
Всего в Украине было опрошено по анкете 161 респондент, было проведено 7 фокус-групп и 40 полуструктурированных интервью.
Содержание отчета по проекту:
Обзор результатов
Представление ситуации
Анализ нелегальной/легальной миграции со странами и формы торговли людьми
3.1. Описание факторов, которые содействуют трудовой емиграции с Украины
3.2. Описание факторов в странах назначения, которые стимулируют миграцию с Украины
3.3. Описание стран, где сложились разные условия для трудовой эмиграции. Робота, на которую расчитывают и которую реально выполняют
3.4. Организация переезда и роль посредников. Фактор задолженности
3.5. Секторы, где распространена эксплуатация; ежедневная жизнь мигрантов
3.6. Специфика найма на роботу разных категорий мигрантов и отношение к ним роботодателей; обстоятельства, которые приводят к торговле людьми в противовес благополучной миграции
3.7. Анализ факторов и обстоятельств, которые приводят к торговле в противовес благополучной миграции
3.8. Анализ факторов, которые содействуют торговле людьми в странах назначения
3.9. Возможность предоставления помощи жертвам торговли людьми
3.10. Пути возвращения мигрантов и жертв торговли людьми
Рекомендации касательно предупреждения торговли людьми и предоставление защиты жертвам торговли людьми
Выводы:
Масштабы торговли людьми в современных условиях точно не определены, в первую очередь из-за того, что преступления, связанные с ней, как правило не имеют постоянной статистики, данные собираются бессистемно и нерегулярно, подсчеты являются приблизительными и базируются, в основном, на информации устного характера. Между тем, результаты опроса специалистов свидетельствуют о том, что торговля людьми в Украине приобрела черты национального масштаба.
Определилась определенная стойкая региональная тенденция относительно стран трудовой миграции. Часто миграция осуществляется из регионов в страны, которые граничат или относительно близко расположенные: из Автономной Республики Крым — в Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, Португалию, Кипр, Израиль, Сирию, Македонию; из Донецкой области — в Россию, Сербию, Турцию, Ливан, Македонию, Израиль; из Тернопольской области — в Италию, Португалию, Испанию, другие страны, из Закарпатской области — в Польшу, Венгрию, Чехию, Румынию и т.п. Интенсивно осуществлялась доставка в регионы военных конфликтов женщин, которые, кроме трудовой эксплуатации, сталкиваются с сексуальной эксплуатацией (которая приносит наибольшую прибыль в сфере торговли людьми).
Наибольшее рискуют стать жертвами торговли людими, те, которые выезжают в далекое зарубежье с целью нелегального трудоустройства с помощью посредника, который берет на себя финансирование поездки — оформление визы и загранпаспорта, приобретение билета. Эти денежные затраты являются дополнительным мотивирующим фактором, который не разрешает людям отказаться от поездки в случае возникновения сомнений в ее безопасности, они же становятся и причиной того, что мигранты не могут добровольно оставить работу, так как должны возвратить долги.
Трудовые мигранты и жертвы трудовой и сексуальной эксплуатации, находясь за границей, выполняли такие основные обязанности: уход за детьми и отдельными лицами, занятие домашней работой (уборкой, стиркой), работой в развлекательных программах (танцовщица/проститутка), предоставление секс-услуг, швейное дело и жебрачество. Занимались приготовлением пищи и работали официантом/барменом — преимущественно женщины, то есть эти виды обязанностей можно отнести к “сугубо женским”. Тогда как к “сугубо мужским” обязанностям после проведенного анализа мы бы отнесли следующее: “работа на строительстве” и “работа по комплектации”.