Проект выполнен Центром социальных экспертиз ИС НАНУ по заказу Международной Организации Труда в Украине
Время проведения проекта: 2002 – 2003гг.
Цель проекта: исследовать состояние реализации принципов свободы ассоциации и эффективного признания прав на коллективные переговоры
Основные задачи исследования:
Выборочная совокупность:
В ходе исследования было опрошено 1802 респондентов в 11 областях Украины (Винницкая, Донецкая, Запорожская, Ивано-Франковская, Кировоградская, Львовская, Николаевская, Сумская, Харьковская, Черниговская, АР Крым) и в городе Киеве.
Содержание отчета по проекту:
Вступление
Раздел I. Социально-демографическая характеристика респондентов
Раздел II. Определение основных понятий исследования
Раздел III. Правовые и практичные рамки деятельности профсоюзов в Украине
Раздел IV. Правовые и практичные рамки деятельности организаций (объединений) работодателей
Раздел V. Государство как партнер социально-трудовых отношений и социального диалога
Раздел VI. Сегодняшнее состояние ведения коллективных переговоров (коллективные договора)
Раздел VII. Коллективные трудовые споры и существующая процедура их решения
Раздел VIII. Гендерные проблемы
Общие выводы
Технический отчет
Выводы:
Профсоюзы охватывают все регионы страны, все виды экономической деятельности, все формы собственности и хозяйства. При общем падении численности первичных организаций профсоюзов сохраняется довольно высокий показатель охвата работников профсоюзным членством.
По оценкам большинства представителей всех сторон социально-трудовых отношений существование профсоюзов в Украине имеет традиционный, инерционный характер.
При оценке перспектив профсоюзного движения в Украине необходимо принимать в внимание следующие обстоятельства:
Идеальной моделью организации работодателей, по определению респондентов, есть многочисленная организация, которая обеспечивает интересы абсолютно всех членов, каждый член такой организации принимает участие в принятии решений относительно планирования и реализации деятельности; эта организация есть абсолютно аполитической, предоставляет информационно-консультативные услуги; существует исключительно за счет членских взносов, которые платятся в зависимости от финансовой возможности предприятия.
Результаты опрашивания обнаружили низкую оценку сторонами социально-трудовых отношений деятельности государственных органов власти в качестве одного из субъектов этих отношений.
Государство лишь формально признает профсоюзы своим социальным партнером. Это можно объяснить, с одной стороны, инерцией минувшего опыта “огосударствления ” профсоюзов, а с другой стороны, тем, что государство до сих пор остается довольно крупным работодателем и старается переориентировать профсоюзы на защиту интересов государства, а не работников.
Что касается отношения государственных органов власти к работодателям как субъекту социального партнерства, то большинство среди таких категорий как представители профсоюзов, работодателей и нанимаемые работники колеблются с ответом.
Подытоживая результаты опрашивания, можем указать, что альтернативы коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений в Украине нет. Более чем десятилетний опыт, начиная с 1991 года заключения Генеральной, отраслевых и территориальных соглашений это подтверждает.
Результаты опроса подтверждают достаточно распространенное явление правового нигилизма, так среди специалистов сферы социально-трудовых отношений лишь половина респондентов знакома с Конвенциями МОП № 87 и 98, менее трети – в совершенстве знают содержание законов “О профессиональных союзах, их правах и гарантии деятельности”(21%), ”О коллективных договорах и соглашениях”(30%), “О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)”(26%). Почти половина знает частично, или вообще не знакома с содержанием этих законов.
На сегодняшний день решение подавляющего большинства коллективных трудовых споров (конфликтов) сводится к поиску путей погашения задолженности по заработной платы, остальные вопросы социально-трудовых отношений практически отошли на второй план.
Большинство респондентов считает, что профсоюзы обеспечивают возможности гендерного равенства (равный доступ женщин и мужнин) к выборным должностям в профсоюзах, организациях (объединениях) работодателей, в органах исполнительной власти.