Контактные телефоны:

  • (044) 255 75 41 
  • (044) 253 14 01
Центр социальных экспертиз

Комплексное исследование правовых и практических рамок деятельности профсоюзов, организаций (объединений) работодателей, ведения коллективных переговоров, коллективных трудовых споров и существующих процедур их решения

Проект выполнен Центром социальных экспертиз ИС НАНУ по заказу Международной Организации Труда в Украине

Время проведения проекта: 2002 – 2003гг.

Цель проекта: исследовать состояние реализации принципов свободы ассоциации и эффективного признания прав на коллективные переговоры

Основные задачи исследования:

  • Определение институциональных критериев деятельности и роли профессиональных союзов как субъектов социально-трудовых отношений;
  • Определение состояния и роли объединений работодателей;
  • Анализ роли государства как субъекта социально-трудовых отношений;
  • Анализ современного состояния коллективных договоров (коллективный договорный процесс);
  • Анализ коллективных трудовых споров (причины и пути решения).

Выборочная совокупность:
В ходе исследования было опрошено 1802 респондентов в 11 областях Украины (Винницкая, Донецкая, Запорожская, Ивано-Франковская, Кировоградская, Львовская, Николаевская, Сумская, Харьковская, Черниговская, АР Крым) и в городе Киеве.

Содержание отчета по проекту:

Вступление
Раздел I. Социально-демографическая характеристика респондентов
Раздел II. Определение основных понятий исследования
Раздел III. Правовые и практичные рамки деятельности профсоюзов в Украине
Раздел IV. Правовые и практичные рамки деятельности организаций (объединений) работодателей
Раздел V. Государство как партнер социально-трудовых отношений и социального диалога
Раздел VI. Сегодняшнее состояние ведения коллективных переговоров (коллективные договора)
Раздел VII. Коллективные трудовые споры и существующая процедура их решения
Раздел VIII. Гендерные проблемы
Общие выводы
Технический отчет

Выводы:
Профсоюзы охватывают все регионы страны, все виды экономической деятельности, все формы собственности и хозяйства. При общем падении численности первичных организаций профсоюзов сохраняется довольно высокий показатель охвата работников профсоюзным членством.
По оценкам большинства представителей всех сторон социально-трудовых отношений существование профсоюзов в Украине имеет традиционный, инерционный характер.
При оценке перспектив профсоюзного движения в Украине необходимо принимать в внимание следующие обстоятельства:

  • Во-первых, украинское профсоюзное движение, как и вся страна, находится в переходном состоянии: большинство профобъединений, так или иначе, соединяют в себе черты государственной профессиональной корпорации и элементы западной профсоюзной модели.
  • Во-вторых, профсоюзное движение, как и вся страна, переживает глубокий кризис, который охватил все стороны жизни как старых, так и новых профсоюзов.
  • В-третьих, говоря об украинских профсоюзах, прежде всего и в основном приходится иметь в виду профорганизации, которые входят в Федерацию независимых профсоюзов Украины (ФНПУ), что есть наследником ВЦСПС. Несмотря на многообещающий старт в начале 90-х годов новых, альтернативных ФНПУ профсоюзов, им так и не удалось стать влиятельной гражданской силой, привлечь в свои ряды значительную часть трудящихся.
  • В-четвертых, оценивая перспективы профсоюзного движения, необходимо учитывать, что страна входит в полосу экономической стабилизации и будущее сегодняшних профсоюзов целиком зависит от того, насколько эффективно они смогут выполнять свою социально-защитную функцию в условиях не кризисной экономики.

Идеальной моделью организации работодателей, по определению респондентов, есть многочисленная организация, которая обеспечивает интересы абсолютно всех членов, каждый член такой организации принимает участие в принятии решений относительно планирования и реализации деятельности; эта организация есть абсолютно аполитической, предоставляет информационно-консультативные услуги; существует исключительно за счет членских взносов, которые платятся в зависимости от финансовой возможности предприятия.

Результаты опрашивания обнаружили низкую оценку сторонами социально-трудовых отношений деятельности государственных органов власти в качестве одного из субъектов этих отношений.
Государство лишь формально признает профсоюзы своим социальным партнером. Это можно объяснить, с одной стороны, инерцией минувшего опыта “огосударствления ” профсоюзов, а с другой стороны, тем, что государство до сих пор остается довольно крупным работодателем и старается переориентировать профсоюзы на защиту интересов государства, а не работников.
Что касается отношения государственных органов власти к работодателям как субъекту социального партнерства, то большинство среди таких категорий как представители профсоюзов, работодателей и нанимаемые работники колеблются с ответом.
Подытоживая результаты опрашивания, можем указать, что альтернативы коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений в Украине нет. Более чем десятилетний опыт, начиная с 1991 года заключения Генеральной, отраслевых и территориальных соглашений это подтверждает.

Результаты опроса подтверждают достаточно распространенное явление правового нигилизма, так среди специалистов сферы социально-трудовых отношений лишь половина респондентов знакома с Конвенциями МОП № 87 и 98, менее трети – в совершенстве знают содержание законов “О профессиональных союзах, их правах и гарантии деятельности”(21%), ”О коллективных договорах и соглашениях”(30%), “О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)”(26%). Почти половина знает частично, или вообще не знакома с содержанием этих законов.

На сегодняшний день решение подавляющего большинства коллективных трудовых споров (конфликтов) сводится к поиску путей погашения задолженности по заработной платы, остальные вопросы социально-трудовых отношений практически отошли на второй план.
Большинство респондентов считает, что профсоюзы обеспечивают возможности гендерного равенства (равный доступ женщин и мужнин) к выборным должностям в профсоюзах, организациях (объединениях) работодателей, в органах исполнительной власти.