Контактные телефоны:

  • (044) 255 75 41 
  • (044) 253 14 01
Центр социальных экспертиз

Коррупция в органах жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и санитарно-эпидемиологических службах в Украине

Проект выполнен Центром социальных экспертиз ИС НАНУ по заказу Мирового Банка

Сроки выполнения исследования: февраль – июнь 2008 года

Цель проекта: разработать и внедрить инструментарий/руководство для получателей услуг, чтобы максимизировать их антикоррупционное поведение при столкновении с коррумпированными соглашениями в сфере услуг.

Задача проекта:

  • Определить информированность граждан относительно коррупции в органах ЖКХ, здравоохранения, СЭС;
  • Определить отношение граждан к коррупционным действиям;
  • Выявление общественного мнения относительно природы коррупции и путей решения этой проблемы;
  • Выявление основных социальных предпосылок коррупции в этих сферах;
  • Выявление наиболее распространенных схем коррупционных действий;
  • Содействие повышению уровня компетентности неформальных лидеров и общественных активистов относительно обжалования коррупционных действий;
  • Поощрение объединений предпринимателей, СМИ, 3-го сектора, граждан к активному противодействию коррупции;
  • Разработать рекомендации относительно преодоления коррупции в этих сферах

Методология и распределение работы

На этапе сбора данных Центр социальных экспертиз применил стандартные методы структуризации вторичных статистических данных, контент-анализа и проведения глубинных интервью с использованием структурированных опросных писем. В частности, эти методы включали такие мероприятия.

  • Сбор и анализ данных, полученных из разных источников — баз данных опрашиваний, данных эмпирических исследований, научных публикаций.
  • Осуществление контент-анализа печатных средств массовой информации, Интернет
  • Проведение глубинных интервью с экспертами.
  • Было проведено 12 интервью: по три в мм. Львов, Донецк, Макеевка, Киев. Проведение 14 фокус-групповых интервью

Было проведено:

  • 3 фокус-групповых интервью с потребителями медицинских услуг (гг. Львов, Донецк, Луцк). Среди них — те, кто лечился за последний год (операции, стационар, роды) в частных и государственных медицинских учреждениях.
  • 1 фокус-групповое интервью с представителями медицинских учреждений (г. Львов). Среди них — врачи, санитары, медицинские сестры);
  • 2 фокус-групповых интервью с потребителями услуг санитарно-эпидемиологических служб (гг. Львов, Донецк). Среди них — руководители малых и средних предприятий в сферах торговли, общественного питания, услуг, промышленности;
  • 4 фокус-групповых интервью с потребителями услуг жилищно-коммунального хозяйства (мм. Макеевка, Донецк, Львов, Луцк).
  • 2 фокус-групповых интервью с представителями ЖКХ (мм.Львов, Макеевка). Среди них — руководители Жеков.
  • 2 фокус-групповых интервью с представителями ЖКГ (мм.Львов, Макеевка). Среди них — мастера Жеков.

ВЫВОДЫ

  • Коррупция и взяточничество присутствуют на всех уровнях жилищно-коммунального хозяйства. Население считает такую ситуацию нормой своей жизни. Низкие зарплаты, недостаток и высокая текучесть кадров приводят к тому, что потребители вынуждены материально стимулировать старательность рабочих, а руководство закрывать глаза на подобные факты.
  • Вопреки тотальному распространению этих явлений, масштабы их реализации на уровне жилищно-эксплуатационных контор являются небольшими. В будничном сознании злоупотребления в сфере ЖКГ ассоциируются с мелким взяточничеством, могорычами, подкупом или личными договоренностями с руководителями учреждений, списыванием средств под невыполненные работы. Т.е., акцент ставится на те ее проявления, с которыми непосредственно сталкиваются люди.
  • Содержание понятия коррупция среди руководителей жилищно-коммунальной сферы является очень широким — от добровольных «благодарностей» и далее. Потребители трактуют ее как мелкое взяточничество (принудительное требование взятки). Мастера рассматривают коррупцию как взяточничество в больших размерах и использование служебного положения для личного обогащения.
  • Мелкая коррупция сводится потребителями услуг к двум частям: побуждение к нелегальным платежам и разворовыванию средств из бюджета учреждений ЖКХ.
  • Преимущественно мелкое взяточничество практикуется в косвенной форме — через «намеки» на возможное некачественное выполнение работы, недостаток материалов и путем затягивания времени в предоставлении определенной услуги.
  • Разворовывание средств из бюджета учреждений ЖКХ может практиковаться через предоставление меньшего объема услуг, путем выделения средств под несуществующие работы, присвоение купленных на бюджетные средства материалов.
  • Работники, которые занимают руководящие должности, возражают против своей принадлежности ко всем формам коррупции, которые им приписывают. Большинство руководителей высшего звена считают, что основной формой коррупции в отношениях с рабочими есть «благодарность», инициаторами которой выступают, преимущественно, потребители жилищно-коммунальных услуг, а существующие предубеждения считают результатом функционирования бытовых стереотипов.
  • По мнению экспертов, в сфере ЖКХ имеют место следующие коррупционные действия: мелкое взяточничество, получение откатов за выбор «определенного» победителя на тендере, разворовывание средств из бюджета ЖКХ путем завышения цен на выполняемые работы, круговая порука.
  • Население считает, что наиболее коррумпированными являются такие структуры ЖКХ как Водоканал, Горгаз, и Теплоенерго. Им преимущественно предъявляют обвинение в выставлении завышенных счетов и взяточничество в разрешительном секторе. Тогда как специалисты указывают на городские и районные администрации, которые занимаются, как правило, проверками и выдачей разрешений.
  • Предпосылки злоупотреблений на равные руководства учреждений ЖКХ можно свести к цепочке « привычка-возможность-безнаказанность», среди мастеров — «предложение-традиция», потребителей — « стереотипы-традиции».
  • Причинами злоупотреблений среди руководства ЖКГ респонденты считают: отсутствие контроля, безнаказанность, влияние моделей поведения, унаследованных от советских времен, вовлеченность в систему властных отношений, тотальная коррумпированность в государстве и слабость нормативной базы.
  • Причинами распространения коррупционных действий среди рядовых работников ЖКХ респонденты считают: низкие зарплаты в отрасли, существующие традиции платить взятки.
  • Причинами инициативы коррупционных действий со стороны потребителей есть присущие ментальности потребителей: материальный интерес, старание повлиять на качество выполняемой специалистом работы, уверенность в том, что работник ожидает оплаты, убеждение, что рабочего надо отблагодарить за выполненную им работу.
  • Коллективные представления потребителей лишь частично соответствуют действительности. Их пессимистический характер приводит к активизации ошибочных стереотипов, которые, в свою очередь, стимулируют распространение коррупции в жилищно-коммунальной сфере.
  • Рациональные предпосылки противостояния коррупции в сфере ЖКХ есть довольно значительными за счет высокой степени осведомленности относительно возможных способов противодействия взяточничеству, но этот позитив нивелируется отсутствием веры в их эффективность.
  • Эмоциональные предпосылки преодоления коррупции являются нейтральными. Хотя не всегда эмоции побуждают респондентов избегать взяточничества, но зато и не удерживают от отказа принимать участие в подобных практиках.
  • Вследствие отсутствия доверия к контролирующим структурам в обществе вместо установки на сопротивление коррупции сформировалась приспособленческая позиция. Тем не менее, бывшая установка на необходимость вступать в неформальные отношения с работниками ЖКГ постепенно отступает в небытие и практикуется все чаще из сугубо меркантильных соображений.
  • Все участники дискуссии подчеркивают: для решения проблемы коррупции в сфере ЖКХ нужно улучшить финансирование учреждений ЖКХ, усилить общественный контроль, ввести более жесткое законодательство и целеустремленно формировать отрицательное отношение к коррупции и взяточничеству у населения.
  • Респонденты указали три возможные способы финансирования учреждений ЖКГ: увеличение государственных дотаций в эту сферу; направление средств в местные бюджеты на развитие области; переведение Жеков на рыночную основу, когда потребители полностью будут платить за полученные ими услуги.
  • Обеспечение конкуренции в сфере ЖКХ имеет все шансы в борьбе против коррупции. Наиболее оптимальным выходом в этой ситуации респонденты считают ОСБ (Объединение совладельцев домов).
  • В связи с закреплением в ментальности граждан Украины склонности давать и брать взятки, рекомендуется проводить информационные кампании, которые бы закрепляли в сознании людей отрицательное отношение к взяточничеству.
  • Кроме этого, по мнению потребителей, необходимой является информационная кампания, благодаря которой люди могли бы узнать, куда они могут обратиться с жалобой, если столкнутся со злоупотреблениями должностным положением.
  • Общественность лишь частично готова к сопротивлению отрицательным явлениям, которые имеют место в сфере жилищно-коммунального хозяйства. За неимением информационной и моральной поддержки, которые бы задали направление деятельности и принудили поверить местные сообщества в эффективность инициатив. Ликвидация этих пробелов может стать прерогативой СМИ, общественных объединений и НДО.
  • К наиболее эффективным мерам влияния общественности на снижение коррупции относят: отказ принимать участие в коррупционных действиях, представление официальных жалоб и получение задокументированных ответов, объединение с целью отстаивания своих прав, самоорганизация жителей с целью создания объединения совладельцев дома, общественное порицание.
  • Состояние медицинской сферы в Украине является очень сложным. Плохое финансирование отрасли, отсутствие реформ приводят к тому, что пациенты вынуждены материально стимулировать интерес врача к выполнению его прямых обязанностей. Из-за таких предпосылок мелкое взяточничество и побори выглядят практически закономерным явлением, и стали распространенной практикой.
  • Содержание понятия коррупция суживается пропорционально росту статуса респондента. Наиболее широко ее толкуют потребители медицинских услуг, для них это явление ассоциируется с мелким взяточничеством (начиная от добровольных «благодарностей» и так далее). Врачи рассматривают коррупцию как взяточничество в больших размерах и использование служебного положения для личного обогащения. Итак, коррупция, по мнению потребителей медицинских услуг, сосредоточена на этапе общения пациент-врач, тогда как медики рассматривают ее на этапе взаимодействия врач-руководитель и среди высшего руководства
  • Медицину признано одной из наиболее коррумпированных сфер украинского общества. Коррупцией пропитаны все ее уровни — от санитарки и к министру. Хотя наиболее распространенной и регулярной по характеру, согласно констатации экспертов, есть именно мелкая коррупция. Именно она стала своеобразной нормой нашей жизни.
  • Мелкая коррупция при участии потребителей медицинских услуг сводится к: побуждению к нелегальным платежам, сотрудничеству врачей с фармацевтическими компаниями, торговли документами, выдача которых есть в компетенции медицинских учреждений.
  • При побуждении к даче взятки практически нет институционной специфики. Практикуется во всех медицинских учреждениях от больницы до поликлиники, лишь видоизменяя сценарий и мотив. Здесь речь идет о намеренном нежелании предоставлять услуги, в том числе перенаправлении к другим специалистам; затягивание времени; пренебрежительное отношение к пациентам; демонстративно поверхностный обзор, запугивание пациентов.
  • В цепочке потребления медицинских услуг, исходя из утверждений респондентов, коррупция присутствует в каждом звене. Осмотр врача часто сопровождается «благодарностями» и «стимулами». Доступ к диагностическому оборудованию приходится оплачивать не в кассу, а врачу. Выписывание рецепта может происходить под давлением фармакологического лобби, или с помощью «отката» непосредственно врачу. Доступ к квалифицированным врачам и медсестринскому уходу связан со взятками. В то же время медики не признают тотальную коррумпированность процесса предоставления медицинских услуг.
  • Наиболее частое взяточничество наблюдается в больницах (в связи с плановыми операциями) и родильных домах. Лидерами по распространенности взяточничества определяются такие области как: гинекология, урология, хирургия, стоматология. Существует и региональная специфика распространения коррупции. Наиболее коррумпированной считается столица, дальше идут большие областные центры (причем считается, что коррупция на Западной Украине распространена в большей мере, чем на Востоке), дальше малые городки и села.
  • С увеличением ранга, ответственности лица, снижается оценка масштабности распространения коррупции и изменяется представление о ее характере, причинах, инициаторах. Врачи высшего ранга отмечают, что коррупции в медицинской сфере практически нет. Рядовые врачи признают — взяточничество и коррупция в отрасли присутствуют, инициатором коррупционных действий считают преимущественно самих пациентов. Потребители медицинских услуг, в свою очередь, разошлись в убеждениях: респонденты со Львова считают инициаторами коррупции в большинстве случаев врачей; жители городов Луцк и Донецк указали, что этот процесс есть двусторонним. Так, иначе ли, обе стороны узаконивают, подкрепляют и стимулируют распространение взяточничества в медицинской сфере.
  • Среди основных факторов, которые побуждают врача к взяточничеству, можно назвать коррупцию в медицинском образовании, коррупцию при устройстве на работу, вертикальную коррупцию, низкий уровень зарплат в государственной медицине и соответствующий менталитет.
  • Инициативы дачи взяток потребителями имеют рациональную (как то, доступ к более квалифицированному персоналу, лучшим условиям лечения, экономия времени, поддержка специалистов) и иррациональную подпочву (как то, страх, появление ощущения гарантий, ментально заложенная привычка).
  • По утверждениям врачей мотивы дачи взяток пациентами являются неадекватными. По их мнению, деньги в таком случае просто сделают врача более приветливым и ни в какой мере не повлияют на его профессионализм или конечный результат.
  • Все респонденты соглашаются с утверждением, что получение взяток есть полностью незаконным и аморальным, тогда как относительно дачи взятки оценки колеблются от полнейшего неприятия к полному оправданию.
  • Коллективные представления относительно масштабов распространения коррупции и взяточничества в городе Луцк являются более пессимистическими, чем реальная ситуация. Такой дисбаланс приводит к тому, что у пациента формируется представление о необходимости отблагодарить врача, даже при условиях, когда этого никто не ожидает. В Донецке коллективные представления о степени распространенности коррупции соответствуют действительности лишь частично. Это дает возможность, как пациентам, так и врачам определять удобные для себя правила игры. Сформированные стереотипы относительно распространенности коррупции на этой территории не осуществляют определяющего влияния на поведение пациентов в сфере здравоохранения. Во Львове общие представления о мере распространенности коррупции полностью совпадают с индивидуальным опытом. Это, в свою очередь, приводит к их взаимному усилению, а, таким образом, оказывает содействие формированию установки в уплату взятки потребителями медицинских услуг и соответствующие ожидания медиков.
  • Рациональные предпосылки противостояния коррупции и взяточничеству в медицинской сфере являются незначительными. Граждане не знают, каким образом могут защитить свои права своими силами и к кому обратиться при поддержке в этом деле.
  • Эмоциональные предпосылки противодействия распространению коррупции являются противоречивыми. Половина участников групп демонстрирует значительный эмоциональный потенциал в борьбе с коррупцией. Эти люди отмечают, что даже мелкое взяточничество не может быть оправданным, ни перед лицом страха, ни ради комфорта. Еще часть респондентов готова лишь молча осуждать систему или даже одобрять имеющийся порядок вещей.
  • Вследствие отсутствия доверия к контролирующим структурам, в обществе вместо установки на сопротивление коррупции сформировалась приспособленческая позиция.
  • Рациональные, эмоциональные и волевые аспекты противостояния граждан взяточничеству в сфере медицины развиты недостаточно. Наиболее активно сопротивление проявляется в эмоциональном измерении, однако за неимением знаний относительно возможностей его реализации и отсутствия веры в эффективность известных мероприятий, выражается в недовольстве и приспособленчестве.
  • Все участники дискуссии подчеркивают: для решения проблемы коррупции в сфере медицины нужно улучшить финансирование отрасли в комплексе и усилить государственный контроль.
  • Страховая медицина, по мнению респондентов, способна решить основные проблемы отрасли, а именно: увеличение финансирования, усиление контроля, отсутствие предложения взяток. Реформирование медицины является оптимальным выходом из кризисного состояния отрасли и реальным фактором преодоления коррупции и взяточничества.
  • Обеспечение конкуренции в медицинской сфере будет довольно эффективным в случае начисления врачам определенного проценту в зависимости от числа их пациентов, или же с внедрением страховой медицины.
  • Усиление государственного контроля, по мнению респондентов, должно происходить в двух направлениях. Во-первых, через создание специальных возможностей подачи информацию относительно фактов взяточничества, через горячие линии, добровольные, анонимные анкетирования. И, во-вторых, через независимые контролирующие организации, которые осуществляли бы проверки на местах.
  • Не менее важным является регулярное информирование общественности об осуществленных расследованиях и наказаниях, а также разъяснительные работы с населением, которые могут стать прерогативой СМИ, общественных объединений и НГО.
  • К наиболее эффективным мерам влияния общественности на снижение коррупции относятся: отказ принимать участие в коррупционных действиях, объединение с целью отстаивания своих прав, жалобы, создание общественных комитетов, которые бы осуществляли проверки, инициирование общественного контроля, осуждение и борьба с равнодушием общества к проблемам такого рода.
  • Коррупция и взяточничество является обычной практикой во взаимоотношениях украинского бизнеса и СЭС. Одним из положительных сдвигов этой сферы респонденты признают установление коррупционных схем.
  • Вопреки тотальному распространению злоупотреблений, эта сфера не фигурирует в будничном сознании в качестве наиболее коррумпированной, учитывая: ментальную терпимость к мелкому взяточничеству и взаимную заинтересованность сторон.
  • Наиболее распространенной формой злоупотреблений в этой сфере есть мелкое взяточничество. Кое-где в меньших масштабах практикуется незаконный «протекционизм».
  • В такого рода сотрудничестве заинтересованы и предприниматели, и служащие, тогда как потерпевший (в данном случае общество) фактически исключен из диалога и не имеет возможности отстаивать свои права .
  • Коррупционные действия имеют место, как правило, при проверке объектов, выдаче справок, разрешений и практикуются служащими всех уровней от рядового инспектора до высокого руководителя.
  • Ранг работника определяет характер и схемы злоупотреблений, которые он может практиковать. На уровне обычных инспекторов речь идет, как правило, о мелком взяточничестве. Руководители среднего звена также были подмечены в незаконном протекционизме представителей малого и среднего бизнеса. Руководители высшего уровня практикуют взяточничество в особенно больших размерах, получают «откаты» из тендеров и осуществляют махинации с бюджетом.
  • Схема коррупционных взаимодействий есть упорядоченной: завершение проверки сопровождается определением нарушений и суммы штрафа, который необходимо уплатить, после переговоров в акт заносят лишь незначительные нарушения, сокращают сумму взыскания, а инспектор за такую уступчивость получает вознаграждение.
  • Такая форма взаимодействия, как протекционизм, возникает в тех случаях, когда при открытии бизнеса предприниматель нашел поручителя. Обращение «по знакомству» позволяет ему определить удобные схемы работы с СЭС и тарифы за их реализацию. Также эта схема может возникнуть, когда после первой серии проверок между инспектором и предпринимателем возникают более доверительные отношения.
  • Взяточничество на этапе выдачи разрешений и справок имеет место вследствие продолжительного их оформления, которое, в свою очередь, провоцируется чрезмерной нагрузкой на одного работника СЭС.
  • Коррупционные схемы внутри санитарно-эпидемиологических служб имеют форму вертикальной «благодарности» и давления на инспекторов со стороны руководства в связи с проверками предприятий, которые подпадают под их протекторат.
  • Работники СЭС и потребители их услуг являются в равной мере ответственными за наличие коррупции и взяточничества в данной сфере и действуют согласно упорядоченным принципам. Эти две стороны есть в равной мере инициаторами коррупционных действий, которые носят системный взаимоусиливающий характер.
  • Причинами привлечения бизнеса к коррупционным договоренностям есть сокращение затрат, сохранение времени и здоровья с помощью привлечение к отработке схем, недоверие к судам в вопросах обжалования действий государственных структур, отсутствие независимой экспертизы и, как следствие, доказательств неправильного вывода СЭС, незнание своих прав и обязанностей.
  • Убеждение предпринимателей в невозможности ведения бизнеса без дачи взятки фактически привело к традиции, при которой «помощь» работникам СЭС рассматривается, как определенного рода сотрудничество, налог, условие успешного ведения бизнеса с определенными взаимными обязанностями и тарифами.
  • Причинами злоупотреблений среди инспекторов СЕС есть малые заработные платы, наличие вертикальной коррупции, отсутствие контроля, наличие плановых показателей по штрафам.
  • Побуждение к уплате взяток не встречает ни единого сопротивления в сознании предпринимателей. Речь идет о полном отсутствии у них рациональных, эмоциональных или волевых аспектов противостояния распространению коррупции.
  • Предприниматели скептически оценивают перспективы борьбы с проявлениями коррупции в СЭС. Они делают ударение на необходимости глобальных изменений: в государственной политике относительно СЭС, в принципах работы этой структуры и в потребности привлечения общественности к диалогу между предпринимателями и проверяющими структурами.
  • Участники дискуссии подчеркивают: для решения проблемы коррупции в сфере отношений бизнес — СЭС на государственном уровне нужно осуществить ряд шагов — законодательно изменить правовые нормы в сфере СЭС в сторону смягчения и модернизации; финансово мотивировать работников к более добросовестной работе и ввести более жесткую ответственность за осуществление правонарушений.
  • На уровне СЭС нужно регулярно проводить кадровые ротации, уменьшить количество звеньев в структуре организации, ввести политику профилактики и обучение.
  • На уровне общины рекомендовано создать независимые комиссии, экспертизы, лаборатории; активизировать контроль при участии НГО, распространять информацию о выявленных коррупционерах.
  • Перспектива преодоления коррупции в этой сфере появится лишь вместе с осознанием необходимости полного ее искоренения. Формирование такой установки при нынешних условиях является возможной лишь благодаря общественным инициативам.

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Рассмотренные нами взаимоотношения между гражданами и специалистами из сфер здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, санитарно-эпидемиологических служб вопреки всей их специфике, различному смысловому наполнению и особенностям хода имеют некоторые общие признаки. В частности, речь идет о тотальном распространении мелкого взяточничества и поборов, которые воспринимаются сторонами в качестве традиционного закономерного явления. Безусловно, подобные процессы имеют четкие предпосылки. Плохое финансирование, отсутствие или вялость реформ в этих сферах формируют снисходительное, «понимающее» отношение граждан к попыткам специалистов нелегально подзаработать. Население апатично относится к инициированию новых форм контроля или мероприятий с целью противостояния коррупции, и часто дает взятки, руководствуясь логикой наподобие той, что качественная работа невозможна без достойного стимула. Как следствие, коррупционные схемы поведения глубоко вплелись в украинскую ментальность и укоренились в современных практиках. Исходя из этих предпосылок, можно выработать ряд рекомендаций относительно противодействия распространению коррупции и взяточничества в указанных сферах.
  • В связи с закреплением в ментальности граждан Украины склонности давать и брать взятки рекомендуется проводить информационные кампании, которые бы закрепляли в сознании людей отрицательное отношение к взяточничеству. Целеустремленно формировать у населения отрицательное отношение к коррупции можно следующим образом:
  • Пропаганда противодействия коррупции должна избегать трактования граждан лишь в качестве потерпевшей стороны, со смещением негатива в сторону специалистов.
  • Нужно делать акцент на отрицательных последствиях дачи взятки для общества. Речь идет, в частности, о том, что незаконная уплата средств приводит к ожиданиям их в будущем. Ожидание взятки — осуществляет психологическое давление на потребителя услуг, а это в свою очередь суживает свободу выбора. Таким образом, добровольная практика со временем превращается в принуждение.
  • Нужно информировать общественность о том, что уплаченные нелегально средства сводят на нет попытки реформирования, или улучшение финансирования области. Благодаря обеспечению государством рабочего места, техники, минимальной заработной платы специалисты могут требовать низшей оплаты, чем их коллеги из частных учреждений. Последние же, из-за небольшого количества клиентов и постоянные затраты, не в состоянии опустить цены. Если бы уплаченные нелегально средства были направлены в государственный бюджет или в частные структуры, отдельные специалисты потеряли бы сверхприбыли в пользу улучшения инфраструктуры.
  • Не менее важным есть убеждение населения в том, что взяточничество является преступлением, и что подобная практика является полностью аморальной.
  • Отрицательное отношение граждан к коррупции и взяточничеству должно совмещаться с практическим противодействием ей. За неимением информационной и моральной поддержки, которые бы задали направление деятельности местным сообществам и принудили бы их поверить в эффективность собственных инициатив, в обществе отсутствует культура противодействия незаконным действиям. Ликвидация этих пробелов может стать прерогативой СМИ, общественных объединений и НГО. Формирование соответствующей культуры может формироваться следующим образом:
  • Рациональные предпосылки противостояния коррупции и взяточничеству в украинском обществе являются незначительными. Граждане не знают, каким образом могут защитить свои права своими силами и к кому обратиться за поддержкой в этом деле. Поэтому актуальной будет информационная кампания, благодаря которой люди могли бы узнать, куда они могут обратиться с жалобой, если столкнутся со злоупотреблениями должностным положением.
  • Поскольку, позитив осведомленности относительно возможных способов противодействия взяточничеству нивелируется отсутствием веры в их эффективность, нужно доводить до ведома граждан правила официальных обращений. В частности, информировать о том, что после трех официальных жалоб, можно обратиться к вышестоящим инстанциям и требовать документального отчета о принятых мерах от контролирующих структур.
  • Общественность в незначительной мере готова к сопротивлению отрицательным явлениям, которые имеют место в сферах здравоохранения, ЖКГ и СЭС. Ощущается недостаток информационной и моральной поддержки, которые могли бы задать направление деятельности и помогли местным сообществам поверить в эффективность их инициатив. Ликвидировать этот пробел возможно путем освещения общественных антикоррупционных мероприятий и их благоприятный исход в СМИ.
  • Нужно регулярно информировать общественность об осуществленных расследованиях и наказаниях через СМИ. Последнее мероприятие может повлиять на ситуацию в двух направлениях. Во-первых, он должен сформировать у специалистов установку на избежание получения взяток от населения. Исчезновение спроса неизбежно приведет к уменьшению предложения. Во-вторых, это мероприятие снимет в сознании населения эффект «ожидания», а потому количество нелегальных инициатив со стороны населения может уменьшиться.
  • Коллективные представления потребителей относительно распространенности взяточничества лишь частично соответствуют действительности. Их пессимистический характер приводит к активизации ошибочных стереотипов, которые в свою очередь, стимулируют распространение коррупции в жилищно-коммунальной сфере. Поэтому нужно уравновесить коллективные представления и реальную ситуацию. Для этого нужно пропагандировать уклонение от уплаты взятки в случае отсутствия его требования. Начинать работу нужно из мест, где степень распространения коррупции является наиболее низкой.
  • Ощутимые результаты также могут дать тренинги относительно перспектив и способов самоорганизации местных общин для борьбы со служебными злоупотреблениями.
  • Фактором активизации общества в борьбе против взяточничества и коррупции может стать создание возможностей влияния на ситуацию, таких как:
  • Инициирование создания специальных возможностей подать информацию относительно фактов взяточничества, через горячие линии, добровольные анонимные анкетирования.
  • Финансирование НГО, которые бы инициировали общественный контроль, создавали объединения с целью отстаивания прав населения и информировали общественность о результатах своей работы.
  • Вопреки единообразной форме проявления коррупции в этих сферах ее характер и схемы реализации существенно различаются. Поэтому и некоторые рекомендации относительно преодоления этого явления имеют специфический характер.

МЕДИЦИНА

  • Инициативы дачи взяток потребителями имеют рациональную подпочву (например, доступ к более квалифицированному персоналу, лучшим условиям лечения, экономия времени, поддержка специалистов). Поэтому нужно активно распространять информацию об альтернативных возможностях получения услуг на платной основе. Для этого эффективно было бы создать сайт с адресами учреждений, ценами на услуги, откликами клиентов, форумом общения для потенциальных потребителей.
  • Пропаганда преимуществ страховой медицины, распространение информации об учреждениях, которые обслуживают по страховке, может не только отлучить часть населения от практики взяточничества, но и создать предпосылки для расширения популярности этого вида обслуживания.
  • Поскольку в сфере здравоохранения наиболее остро стоит проблема взяток по требованию, нужно инициировать создание общественных комитетов (одной из форм общественного контроля) при медицинских учреждениях.

ЖКГ

  • Преимущественно мелкое взяточничество практикуется в косвенной форме – через ссылку на недостаток материалов и путем затягивания времени в предоставлении определенной услуги через занятость. Поэтому нужно информировать общественность о возможности ознакомления с ежемесячным отчетом, который готовится этим учреждением, чтобы иметь возможность аргументированно отстаивать свою позицию.
  • В связи с отсутствием четких процедур и правил в деятельности учреждений ЖКХ, эффективным было бы создание небольших центров юридического консультирования жителей по спорным вопросам.
  • Обеспечение конкуренции в сфере ЖКГ имеет все шансы в борьбе против коррупции. Наиболее оптимальным выходом в этой ситуации респонденты считают ОСББ. Поэтому общественность нужно информировать о преимуществах подобных объединений в СМИ.

СЭС

  • Во взятках в этой области заинтересованы и предприниматели, и служащие, тогда как потерпевший (в данном случае общество), фактически исключен из диалога и не имеет возможности отстаивать свои права. Поэтому нужно активизировать контроль этого процесса со стороны общественности (в т.ч. за участия НГО).
  • Причинами привлечения бизнеса к коррупционным договоренностям есть, в том числе, и незнание предпринимателями своих прав и обязанностей. Поэтому эффективным будет распространение специальной литературы на эту тематику.
  • И наконец, проблему взяточничества в этих сферах нужно решать в контексте борьбы с коррупцией вообще в органах власти и государственных учреждениях. Оптимально было бы ввести комплексную системную программу преодоления этого явления и регулярным информированием общественности о ее результатах.