Контактные телефоны:

  • (044) 255 75 41 
  • (044) 253 14 01
Центр социальных экспертиз

Проект «Привлечение общественности к решению проблем коррупции в органах местного самоуправления»

Проект выполнен Центром социальных экспертиз ИС НАНУ при финансовой поддержке Международного Фонда «Возраждение»

Время проведения проекта: 2000-2001гг.

Целью исследования было изучение некоторых аспектов отношения население Львова и Донецка к коррупции, и вопросов, связанных с этой проблемой, а именно:

  • непосредственного понимания слова коррупция; 
  • оценивание уровня коррумпированности органов местного самоуправления разными группами население;
  • отношение к разным мерам борьбы с коррупцией; уровня осведомленности население о коррупционных действиях;
  • оценка относительной эффективности мер по уменьшению распространенности коррупции; 
    определение качества услуг, которые получают люди в органах местного самоуправления и государственных учреждениях;
  • определить, на основании опыта людей, добропорядочность разных учреждений и должностных лиц;
  • понять зависимость между добропорядочностью и качеством государственных услуг.

Выборочная совокупность:
Выборка, которая была разработана для данного исследования, есть репрезентативной для взрослого населения Львова и Донецка в возрасте 16 лет и старшие.

В исследовании принимало участие 40 специально подготовленных интервьюеров. Было собрано 800 анкет (по 400 в каждом городе).

Содержание отчета по проекту:
Вступление
Раздел 1. Понимание населением коррупции
Раздел 2. Услуги местных служб и качество обслуживания
Выводы

 

Выводы:
Исследование государственной добропорядочности четко демонстрирует, что добропорядочность есть серьезной проблемой качества услуг органов местного самоуправления в Донецке и Львове, проблемой, которая поддается измерению. Из отрицательной стороны оно показывает, что ни одно учреждение не отмечается отличным качеством обслуживания или добропорядочностью. Оно также показывает, что отношения с органами местного самоуправления часто связанные с многоразовыми визитами, встречами со многими чиновниками и существенными задержками в решении проблем или получении услуг. Исследование свидетельствует, что большинство неудовлетворенных граждан никогда не жалуются. Кроме этого, исследование определяет одно очень важное измерение добропорядочности учреждения — склонность к получению взяток.

Высокий уровень корреляции оценок по качеству обслуживания и добропорядочности учреждения наталкивает на мысль, что улучшение добропорядочности есть критическим измерением улучшения качества услуг в восприятии граждан. Другими словами, для людей имеет значение не только то, что услуги предоставляются, а и то, что они предоставляются честно. Таким образом, усилие улучшить качество обслуживания находится в жизненно важной зависимости от усиления добропорядочности.
Ответы предоставляют ряд мер качества обслуживания и добропорядочности. Они обеспечивают базисную линию или исходный пункт для оценки влияния следующих реформ. Не менее важно и то, что они выдвигают на передний план учреждения, которые требуют срочного реформирования через плохое или медленное обслуживания или коррумпированность их должностных лиц. 
По результатам исследования, отношение граждан к взяточничеству и их ожидание, связанные с предоставлением взятки, также сыграют свою роль в коррупции. Тревожная тенденция принятия молодежью коррупции в большей мере, чем старшими поколениями наталкивает на мысль, что нужны усилия относительно смещения отношений и ожиданий граждан относительно этого явления. С одной стороны, эти усилия должны сосредоточиться на улучшении отношения и поведения в государственном секторе — для уменьшения соответствующей действительности эффективности взяточничества в получении государственных услуг от чиновников. С другой стороны, надо сосредоточиться на изменении отношения и ожиданий граждан для укрепления идеи, что взяточничество неприемлемое и неэффективное. Относительно случая, когда граждане стараются получить выгоды, на которые они не имеют права, то усилие правоприменения должны быть сосредоточены на обеих сторонах — повышение достоверности разоблачения и наказания и тех, кто получает, и тех, кто дает взятки.

Респонденты оценивают работу местных органов власти как высшее чем центральное. Это наталкивает на мысль, что возможно, децентрализация финансирования и предоставление услуг улучшила бы их чувствительность к потребностям граждан и их качество. Но даже многие местные учреждения оценивались довольно низко, понятно, что реформы нужны на всех уровнях государственного управления.
Как сообщают граждане, главная причина, почему они пользуются государственными услугами, это отсутствие альтернативы: государственные учреждения имеют монополию на такие услуги. Если же есть выбор, значительный процент граждан пользуются частными альтернативами государственным службам: ремонт жилья, получение медицинских и банковских услуг. Это подсказывает важность внедрения, где возможно, частной конкуренции в сфере предоставления услуг населению.

В этом исследовании сделана оценка истинных размеров коррупции и плохого обслуживания. Предшествующие наши исследования предпринимателей наталкивают на мысль о большем распространении взяточничества во взаимоотношениях между частными фирмами и государственными служащими. То ли нечестное поведение кажется чиновникам более привлекательным по отношению к предприятиям, то ли она считается более приемлемой предпринимателями, но ее последствия для развития Украины есть суровыми: придушенные и искривленные инвестиции, неблагоприятные условия для развития малого бизнеса и резкая потеря иностранных инвестиций. Таким образом, о которой бы потребности в срочных мерах не шлось в этом исследовании, эта потребность лишь увеличивается вопросами добропорядочности, которые связаны с отношениями между государством и населением, государством и предпринимателями.