Контактные телефоны:

  • (044) 255 75 41 
  • (044) 253 14 01
Центр социальных экспертиз

Проект «Проблемы функционирования государственной службы в Украине: международный опыт, а также обоснования методов моделирования механизма государственного правления»

Проект выполнен Центром социальных экспертиз ИС НАНУ по заказу Кабинета Министров Украины

Время проведения проекта: 1997 — 1998гг.

Цель проекта:

Разработка методики использования современных научных методов для повышения качества функционирования государственной службы; исследование проектов Концепции и Национальной программы информатизации с целью определения намерений и подходов государства относительно информатизации органов исполнительной власти в целом и конкретно Главного управления государственной службы при Кабинете Министров Украины; определение эффективных путей использования достижений информатики государственной службой Украины.

Задачи проекта:

  • анализ состояния и проблем системы государственного управления на примере Украины и других стран, определение и подходы решения проблемных ситуаций;
  • системный анализ существующих подходов моделирования функционирования государственной службы, определение соответствующих методов и методик;
  • методические рекомендации относительно использования исследованных в работе методов и моделей.

Содержание отчета по проекту:
Вступление
Раздел 1. Изучение зарубежных материалов по проблемам функционирования государственной службы и обоснование методов моделирования механизма государственного управления в системе исполнительной власти
Раздел 2. Анализ состояния и проблем существующей системы государственного управления и организации государственной службы в Украине
Раздел 3.Математическое моделирование процессов управления и функционирование государственной службы

Выводы:
Главная классическая функциягосударственной службы с давних времен сводится к обеспечению управления государственными органами и государственным сектором народного хозяйства, а также воплощению в жизнь правительственных политик и решений.
Как правило, государственная служба функционирует на трех уровнях — центральном, региональном и локальном — и обеспечивает выполнение названных функций “сверху вниз” и наличие обратной связи “снизу вверх”.
В западной теории и практике государственного управления высшие (старшие) государственные служащие рассматриваются как профессиональные советники лиц, которые отвечают за формирование государственной политики.
Ответственность за политические решения в государственном аппарате возлагается на политическое руководство административных органов власти, которое назначается или выбирается с целью изготовления правительственных решений и программ.
Современные западные социологические концепции “научного управления” обществом основываются на идеальном типе “рациональной бюрократии” М.Вебера с учетом его критики и следующих модификаций.
Основной принцип государственной службы состоит в обеспечении ее экономического и эффективного функционирования.
Эффективность функционирования государственной службы также зависит в значительной мере от качества персонала.
В большинстве западных стран принципиальным инструментом в планировании и реализации государственных программ, распределении государственных приоритетов, управлении текущими программами, обеспечении связи между исполнительной и законодательной властями, контролем и ответственностью есть бюджет.

Цель государственной политики в сфере государственной службы:

  • обеспечение эффективной работы всех государственных служащих в соответствии с их компетенцией.
  • обеспечение вместе с другими государственными органами реализации общих направлений государственной политики в сфере государственной службы в центральных и местных органах исполнительной государственной власти, в местных Советах народных депутатов и их органах.

Основные направления государственной политики в сфере государственной службы:

  • организация, координация и обеспечение условий для развития научных исследований по вопросам государственной службы;
  • осуществление методического руководства проведением конкурсного отбора государственных служащих в государственных органах и их аппарате;
  • осуществление методического руководства проведением конкурсного отбора государственных служащих в центральных и местных органах государственной исполнительной власти, местных Советах народных депутатов и их органах;
  • организация обучения, переподготовки и повышение квалификации государственных служащих государственных органов;
  • подготовка предложений относительно правового регулирования статуса государственных служащих;
  • материальное обеспечение государственных служащих: оплата работы государственных служащих; пенсионное обеспечение государственных служащих; денежная помощь государственным служащим;
  • социально-бытовое обеспечение государственных служащих: обеспечение государственных служащих государственным жильем; первоочередное установление квартирных телефонов.