Контактные телефоны:

  • (044) 255 75 41 
  • (044) 253 14 01
Центр социальных экспертиз

Проект «Реформирование системы центрального отопления в Украине: консультация государственного сектора»

Проект выполнен Центром социальных экспертиз Института социологии НАНУ по заказу Мирового Банка

Срок реализации: 2011 год

Менеджер Проекта: Олександр Гончарук

Цель исследования: собрать информацию, важной для дальнейшего развития сектора центрального отопления (ЦО), с главным акцентом на информацию относительно преодоления потенциального сопротивления со стороны разных участников реформ. 

Задачи исследования:

  • определить движущие силы сопротивления внедрению системы учета снабжения теплом путем установки домовых счетчиков тепла в Украине для потребителей, для компаний ЦО и для городской власти.
  • Исследовать условия/сценарии/стимулы при которых заинтересованные стороны будут оказывать меньшее сопротивление процессу внедрения новой системы.
  • Предложить меры/механизмы для внедрения новой системы.

 Методы исследования:

Проведение 26 фокус групп, с 300 участниковами (10-12 человек на фокус группу) в двух городах ( по 13 фокус групп в каждом городе). Кроме этого, проведено 20 интервью с заинтересованными лицами и 8 мини кейс-стади.

Фокус группы и глубинные интервью проводились в городах Львов и Николаев.

  • Фокус группы: выбор респондентов:

Исследование предполагало, что тип управления домом и возраст дома значительно влияет на то, каким образом жители домов будут воспринимать внедрение новой системы, а также создает отличия в стимулах и условиях, которые помогут внедрить систему. Поэтому исследование будет иметь двоуровневый дизайн за этими двумя характеристиками. Поскольку домовые счетчики уже, в большинстве случаев, используются в кондоминиумах, фокус группы из жителей таких домов позволят сравнить перспективы между потенциальными и фактическими пользователями такой системы.

Фокус группы состояли из участников, которые представляли разные возрасту, гендерные группы и группы с разным уровнем доходов, с целью охватить главные элементы социальных отличий относительно а) потребления тепла, б) отношения к изменению в домах, в) отношения к возможным осложнениям от изменений.

Группы сформированы таким образом:

Тип управления: смешанное владение (10 групп)

Тип дома: до 1980 года: 5 групп (2 со счетчиками: молодежь, взрослые, летные; 3 без счетчиков: молодежь, взрослые, пожилые).

Тип дома: построенный после 1980 (например, панельный дом): 5 групп (2 со счетчиками: молодежь, взрослые, летные; 3 без счетчиков: молодежь, взрослые, пожилые

Одна из групп, которые не имеет счетчиков, в каждой с вышеперечисленных также представляла жителей, которые находятся в процессе установления счетчика.

Тип управления: кондоминиум со счетчиком (3 группы): молодежь; взрослые; летные; пожилые (2 со счетчиками и 1 без)

  • Глубинные интервью: выбор респондентов

Представители компании ЦО (1-2 для каждого города)

Местное правительство и ЖЕКи (2 в каждом города—1 представитель местного правительства, 1представитель ЖЕКа)

Частные компании обслуживания (1-2 в каждом городе)

Предприятие-Посредник, которое руководит процессом установления счетчиков (если есть) – 1 для каждого города

  • Кейс стади: выбор случая: Всего 8 (по 4 в каждом городе)

Краткое изложение результатов

Идея установки домовых счетчиков тепла не нова, и не имеет принципиальных противников среди властей, компаний ЦО (центрального отопления) и жителей – так следует из ФГ (фокус групп), РИ (расширенных интервью) и кейс-стади;

Достаточно большое количество граждан уже имеют счетчики в своих домах, преимущественно многоэтажных – от 9 этажей или выше. Количество оборудованных счетчиками жилых домов во Львове втрое выше, чем в Николаеве. Чаще всего это многоэтажные дома – от 9 этажей и больше;

Исследование не зафиксировало неприятия участниками исследования идеи установки счетчиков, более того, население будет активным сторонником установки счетчиков при соблюдении следующих условий:

  • Не повышения тарифов сразу после установки счетчиков. Если такое повышение произойдет, то счет может остаться таким же или увеличится, что нивелирует выгоду от установки счетчика;
  • Финансового содействия со стороны властей для жителей, которые будут устанавливать счетчик, в виде организационной или финансовой помощи;
  • Честности, прозрачности и подотчетности процесса.
  • Ни один из участников фокус групп или глубинных интервью не высказал прямого неприятия идеи установки домовых счетчиков тепла;
  • Люди и институции, вовлеченные в ЦО, и система их взаимоотношений практически не отличаются во Львове и Николаеве;
  • Общее количество указанных сложностей для жителей не существенно отличается между городами. Характер сложностей существенных отличий не имеет;

Наибольшее количество сложностей при установке счетчиков жителями ожидается от:

  • компаний ЦО – часто участники ФГ считают, что компании ЦО не заинтересованы в установке счетчиков;
  • ЖЭКов – из-за отсутствия мотивации к установке счетчиков и должного количества специалистов;
  • самих жителей – из-за финансовых проблем части жителей и сложностей самоорганизации.
  • Минимальное количество сложностей предполагается со стороны муниципальных властей. Ожидание сложностей от компаний ЦО и ЖЭКов вызвано общим низким доверием к этим институциям;

Указанные в городах позитивные последствия от установки для потребителей услуг ЦО счетчиков одинаковы:

  • 100% фокус групп: уменьшение счетов за тепло как результат установки счетчиков;
  • 70% фокус групп: использование счетчиков способствует установлению прозрачных отношений между поставщиком и потребителем;

Негативные последствия установки счетчиков более разнообразны, но вызвано это разнообразие большим разбросом мнений относительно возможных последствий и небольшой частотой их упоминаний.

Доминирующие негативные последствия от установки счетчиков отсутствуют;

35% фокус групп считают негативным последствием появление новой статьи расходов на обслуживание счетчика.

Алгоритм действий по самоорганизации граждан для установки счетчиков не отличается среди городов исследования. Разница существует между домами, управляемыми ЖЭКами и кооперативами. Сбор денег с членов кооперативов является полностью легальным и производится на счет кооператива, чего нельзя сказать о домах под управлением ЖЭКов;

Главная сложность в реализации идей потребителей, на которую указывали участники ФГ и кейсов – отсутствие навыков самоорганизации, отсутствие инициаторов, сложности с поиском ответственных;

Самый сложный вопрос – вопрос финансов во всем своем многообразии – не все хотят или могут принимать участие в со-финансировании таких инициатив. Чаще всего не могут финансировать работы бедные, одинокие, чаще всего пенсионеры;

Существует значительная категория льготников, которая не заинтересована непосредственно в уменьшении платы за тепло, поскольку имеет значительные льготы по оплате ЖКХ

Участники фокус групп воспринимают рост тарифов на тепло по сравнению с прошлым отопительным сезоном 2009-2010 годов как весьма значительный – на 30%. В основе такого подорожания прежде всего – рост стоимости энергоресурсов, изношенность коммуникаций и инфляция;

Главная несправедливость находится в сфере непрозрачности тарифов за тепловую энергию

Наиболее распространенные стратегии в противостоянии с повышением тарифов – накапливание долгов, реструктуризация долгов, обращение за субсидией;

Результаты исследования показывают, что альтернатива ЦО в двух исследуемых городах  практически отсутствует.