Контактные телефоны:

  • (044) 255 75 41 
  • (044) 253 14 01
Центр социальных экспертиз

Проведение мониторинга процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях финансового кризиса

Проект выполнен Центром социальных экспертиз Института социологии Национальной Академии Наук Украины.

В ходе исследования были опрошены эксперты в 24 областях Украины и АР Крым (в каждом территориальном пространстве — 7-8 человек). Общее количество опрошенных — 196 человек. Коллегию экспертов был сформирован из представителей четырех типов структур: органов исполнительной власти (16%) органа законодательной власти (7%) учреждений — производителей услуг (51%) и потребителей услуг (26%).

Выводы

  • Результаты экспертного опроса весьма неоднозначные, а порой даже противоречивые. И проявляется эта неоднозначность, прежде всего, в том, что почти все эксперты отмечают наличие влияния мирового финансово-экономического кризиса и политического кризиса в Украине на сферу своей деятельности, однако при более детальном анализе этого влияния на отдельные сферы ЖКХ он в основном оценивается как незначительный.
  • 92% экспертов испытывают воздействие на сферу деятельности ЖКХ мирового финансово-экономического кризиса, а 82% — влияние политического кризиса в Украине. Однако определяющим для деятельности данной сферы 57% экспертов признают влияние политического кризиса в Украине, а 43% — влияние мирового финансово-экономического кризиса. Скорее всего, на самом деле полученные оценки определяются наложения мирового кризиса на национальную, вследствие чего трудно различить конкретное воздействие на сферу ЖКХ каждой из них.
  • Значительное большинство экспертов (76%) оценивают влияние обоих кризисов на деятельность ЖКХ как негативный. Вместе с тем, по мнению 24% экспертов, это влияние имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Лишь один эксперт оценил влияние кризисных явлений на ЖКХ как положительный.
  • Наибольшей степени негативное влияние кризисных явлений проявляется в повышении цены услуг и в уменьшении капитальных затрат в сфере ЖКХ (55% и 53% соответственно); наименьшей степени — усиление монополизма в области (8%). 41% экспертов видят негативное влияние кризисов в невозможности проведения реформ в отрасли ЖКХ, поскольку все усилия направляются на содержание ее просто в работоспособном состоянии. От 32 до 36% видят негативное влияние кризиса в таких проявлениях, как: уменьшение доходности ЖКХ, увеличение аварийности в отрасли ЖКХ; невозможность проводить реформу отрасли; разбалансировки системы коммунального хозяйства, снижение качества услуг, уменьшение валовых доходов поставщиков услуг ЖКХ. 21% экспертов отмечает уменьшение количества услуг, а 14% — о потере управляемости отраслью ЖКХ.
  • По мнению 14% экспертов негативного влияния кризисов испытали все сферы ЖКХ. Если же говорить об отдельно выделенных сферах, то наибольшее влияние финансово-экономического и политического кризисов претерпело теплоснабжения (23%), газоснабжение, содержания и обслуживания жилищного фонда (по 12%), электроснабжение (11%). На остальных сферах негативное влияние финансового и политического кризисов проявился значительно меньше — его наличие по разным сферам заметили только по несколько экспертов. Всего от кризиса пострадало электроснабжения (17%).
  • Эксперты, которые видят положительные последствия влияния кризиса на деятельность ЖКХ, объясняют свои оценки следующим образом. 21% экспертов считают, что именно влияние кризиса «помогает осветить проблемы, которые в условиях роста экономики часто были незаметными или даже скрытыми». 19% экспертов убеждены, что кризис «помогает лучше осознать проблемы, стоящие перед отраслью». Остальные эксперты склоняются к тому, что кризис «способствует экономии ресурсов» (17%), «показывает реальный потенциал отрасли» (15%), «показывает, где принципы организации предоставления услуг были адекватными, а где — нет» (13%); «переведет отношения субъектов отрасли в исключительно экономических, отбросив социальный популизм» (13%), «способствовать установлению адекватных цен на услуги» (10%), «способствовать эффективному реформированию отрасли» (9%).
  • Оценка изменений в различных сферах ЖКХ протяжении последнего года показала следующее: а) проведение капитальных ремонтов ухудшилось незначительно во всех сферах ЖКХ, за исключением обслуживания приусадебных домов и вывоз и утилизации мусора, где ситуация практически не изменилась б) проведение текущих ремонтов осталось практически на том же уровне, что и в прошлом году, во всех сферах ЖКХ за исключением сферы горячего водоснабжения, где ситуация несколько ухудшилась в) капитальное строительство объектов ЖКХ несколько ухудшилось во всех сферах ЖКХ, за исключением сферы вывоза и утилизации мусора, где ситуация осталась практически без изменений г) внедрение новых технологий также ухудшилось почти во всех сферах, за исключением сферы вывоза и утилизации мусора, где ситуация осталась практически без изменений.
  • В целом же, по экспертным оценкам, в течение года ситуация ухудшилась почти во всех сферах ЖКХ, но это ухудшение незначительное и трудно однозначно утверждать, что произошло оно в результате влияния кризиса. Ведь, с одной стороны, в ряде рассматриваемых случаев ситуация осталась практически такой же, а с другой года — среди приведенных экспертных оценок фактически отсутствуют те, которые были бы меньше 2 балла (то есть ухудшение, но незначительно).
  • Платежеспособный спрос предприятий и населения на услуги ЖКХ на протяжении последнего года уменьшился, но незначительно. По 5-балльной шкале оценок эти изменения варьируют в пределах 2-3 баллов. Причем прослеживаются тенденции большего снижения уровня платежеспособного спроса населения на услуги ЖКХ, чем предприятий, учреждений и организаций. Наибольшей степени изменения платежеспособного спроса населения  горячего водоснабжения.
  • В ситуации сохранения существующих тенденций преодоления кризисных явлений эксперты оценивают возможность стабильного функционирования различных сфер ЖКХ на уровне «состояния равновесия, когда возможны отдельные проявления нестабильной работы». В случае же углубления кризисных явлений — «большая вероятность нестабильной работе», причем такая оценка касается всех сфер ЖКХ.
  • Наиболее распространенные пути реагирования поставщиков услуг ЖКХ на финансово-экономический кризис — это переход на режим жесткой экономии финансовых средств (66%), переход на режим жесткой экономии материальных средств (59%) и применении практики сокращения рабочей силы (40%). Значительно реже применяют другие средства: внедрение новых технологий в производство (22%), сокращение объемов услуг (21%), снижение качества услуг (16%), сокращение номенклатуры услуг (11%). 8% экспертов считают, что поставщики услуг ЖКХ «ничего не делают — функционируют, как раньше».

Реагирования потребителей услуг ЖКХ на финансово-экономический кризис всего проявляется в наращивании задолженности перед поставщиками и сокращении потребления услуг (57% и 43% экспертов соответственно). Когда речь идет о предприятиях, учреждения, организации, то их реагирования на услуги ЖКХ проявляются в том, что часть таких юридических лиц останавливает производственную деятельность и перестает пользоваться услугами (26%). Значительно менее распространенным, по сравнению с предыдущими видами действий, является активизация потребителями услуг ЖКХ системы предоставления субсидий (16%) и наращивания задолженности перед другими кредиторами, чтобы рассчитаться за услуги ЖКХ (9%). По мнению 18% экспертов, потребители услуг ЖКХ никак не реагируют на финансово-экономический кризис и ведут себя, как и раньше.