Проект выполнен Центром социальных экспертиз ИС НАНУпо заказу МОТ
Менеджер Проекта: Чепурко Г.И.
Исследование было проведено в сентябре 2014 г.
Общая цель исследования — предоставление ключевой справочной информации и аналитическая поддержка проекта МОП Глобальной программы действий для домашних работников-мигрантов, чтобы лучше понять процесс миграции украинских работников, которые ищут работу в качестве домашней прислуги за границей ( с акцентом в Польше) и лучше помочь заинтересованным сторонам содействовать достойной работе для МДП.
Основные задачи исследования: оценить размер и условия, каналы и закономерности миграции для ДР, показать причины и последствия процесса миграции, обеспечить новые элементы в дискуссии относительно влияния существующей социально-экономической и институциональной среды на решение о миграции или возвращении.
Реализованный объем выборки: 20 респондентов.
География исследования
Глубинные интервью были проведены в городах, селах и т д. областях Украины и Польши: Варшава, Краков, Гданськ, Луцк, Львов, Новояворовск, Мостиська, Старый Самбор, Самбор, с. Яворов
Методы отбора респондентов
Следует отметить, что в процессе реализации проекта были задействованы следующие основные техники для достижимости респондентов: метод снежного кома и свободный поиск. На первом этапе, интервьюеры приезжали в села 30-ти километровой зоны и спрашивали контакты лиц, которые имеют опыт работы в Польши, или сейчас работают там. Потом лично, или через родных налаживали контакт с респондентом.
Результаты исследования:
Характерными особенностями украинско-польского миграционного коридора являются:
во-первых, интенсивное, однако асимметрическое движение через границу, где большинство потока представляют граждане Украины, которые едут в Польшу;
во-вторых, преобладание среди мигрантов выходцев изукраинско-польского пограничья, что обусловлено как географической близостью, наличием развитого транспортного соединения и пограничной инфраструктуры, так и историческими, культурными, языковыми связями, а также дополнительными возможностями для посещения соседней страны, доступными жителям региона («малоепограничное движение», шопинг- визы, « карты поляка»);
в-третьих, среди украинских мигрантов в Польшу высока долятех, кто имеет целью получение дохода, либо в результате мелкой трансграничной торговли, либо путем трудоустройства;
в-четвертых, преобладание модели краткосрочной, однако систематической циркулярной миграции.
Изучение в рамках украинско-польского коридора миграции домашних работников подтверждает, что для этой категории трудящихся в целом характерны черты типичные для украинско-польской миграции. Домашние работники рекрутируются преимущественно из жителей западноукраинского региона; имеют большой опыт поездок в Польшу; владеют языком, ищут работу с помощью неформальных социальных сетей; практикуют временные систематические поездки на заработки, работая в польских домохозяйствах по обыкновению впаре, когда с интервалом 1,5-2 месяца одна работница заменяет другую.
Хотя во время опроса домашних работниц ни одна из них не заявила о собственном негативном опыте, существующих рисках нарушений их прав, поскольку значительная часть украинских работников-мигрантов, прежде всего заняты в частных домохозяйствах, не имеют официально оформленных трудовых соглашений, работают лишь по устной договоренности. Ненормированный рабочий день, отсутствие отпуска, неучастие в системе социального страхования являются в таких условиях обще распространенными явлениями.
Вопреки этому, домашние работницы в целом положительно оценивают результаты миграции, прежде всего экономические, а также обеспеченные ею возможности увидеть мир, выучить язык, обогатить свой жизненный опыт.
Учитывая объективную природу миграции в Польшу, ее большое значение для благосостояния многих украинских семей, а также заинтересованность польского общества в работниках из Украины мерыпоусовершенствованиюрегулирования украинско-польских перемещений населения, в т.ч. домашних работников-мигрантов, должны быть направлены на расширения возможностей трансграничной миграции, упрощение необходимых для этого процедур, а также защиту прав работников-мигрантов. С этой целью необходимо решениедвух ключевых задач: обеспечение легальности трудоустройства украинских мигрантов в Польши; расширение охвата мигрантов системой социального страхования. Это требует общихусилий Украины и Польши, тесного международного сотрудничества. Вместе с тем, Украина должна активизировать усилие в направлении усовершенствования миграционного менеджмента также и в одностороннем порядке. Дополнительных усилий требует и урегулирование сферы трудоустройства в домохозяйствах физических лиц внутри страны.
Рекомендации:
Более активное привлечение домашних работников к созданию собственных общественных организаций или волонтерских сетей, которые могут в будущему формировать проактивную позицию и группу давления на правительства обеих стран, с целью улучшения легального положения домашних работников.