Контактные телефоны:

  • (044) 255 75 41 
  • (044) 253 14 01
Центр социальных экспертиз

Миграционный коридор Украина – Польша для домашних работников-мигрантов (MDWS)

Проект выполнен Центром социальных экспертиз ИС НАНУпо заказу МОТ

Менеджер Проекта: Чепурко Г.И.

Исследование было проведено в сентябре 2014 г.

Общая цель исследования — предоставление ключевой справочной информации и аналитическая поддержка проекта МОП Глобальной программы действий для домашних работников-мигрантов, чтобы лучше понять процесс миграции украинских работников, которые ищут работу в качестве домашней прислуги за границей ( с акцентом в Польше) и лучше помочь заинтересованным сторонам содействовать достойной работе для МДП.

Основные задачи исследования: оценить размер и условия, каналы и закономерности миграции для ДР, показать причины и последствия процесса миграции, обеспечить новые элементы в дискуссии относительно влияния существующей социально-экономической и институциональной среды на решение о миграции или возвращении.

Реализованный объем выборки:  20 респондентов.

  1. Респонденты, которые сейчас находятся в Польше на работе — 4 интервью.
  2. Респонденты, которые приехали в Украину в отпуск -5 интервью.
  3. Респонденты, которые имели в прошлом опыт работы ДП в Польши, но сейчас проживают в Украине – 6 интервью.
  4. Респонденты, которые работают в  Киеве-  5 интервью.

            География исследования

Глубинные интервью были проведены в городах, селах и т д. областях Украины и  Польши: Варшава, Краков, Гданськ,  Луцк,  Львов, Новояворовск,  Мостиська, Старый Самбор, Самбор,  с. Яворов

Методы отбора респондентов

Следует отметить, что в процессе реализации проекта были задействованы следующие основные техники для достижимости респондентов: метод снежного кома и свободный поиск. На первом этапе, интервьюеры приезжали в села 30-ти километровой зоны и спрашивали контакты лиц, которые имеют опыт работы в Польши, или сейчас работают там. Потом лично, или через родных налаживали контакт с респондентом.

 Результаты исследования:

Характерными особенностями украинско-польского миграционного коридора являются:

во-первых, интенсивное, однако асимметрическое движение через границу, где большинство потока представляют граждане Украины, которые едут в Польшу;

во-вторых, преобладание среди мигрантов выходцев изукраинско-польского пограничья, что обусловлено как географической близостью, наличием развитого транспортного соединения и пограничной инфраструктуры, так и историческими, культурными, языковыми связями, а также дополнительными возможностями для посещения соседней страны, доступными жителям региона («малоепограничное движение», шопинг- визы, « карты поляка»);

 в-третьих, среди украинских мигрантов в Польшу высока долятех, кто имеет целью  получение дохода, либо в результате мелкой трансграничной торговли, либо путем трудоустройства;

в-четвертых, преобладание модели краткосрочной, однако систематической циркулярной миграции.

Изучение в рамках украинско-польского коридора миграции домашних работников подтверждает, что для этой категории трудящихся в целом характерны черты типичные для украинско-польской миграции. Домашние работники рекрутируются преимущественно из жителей западноукраинского региона; имеют большой опыт поездок в Польшу; владеют языком, ищут работу с помощью неформальных социальных сетей; практикуют временные систематические поездки на заработки, работая в польских домохозяйствах по обыкновению впаре, когда с интервалом 1,5-2 месяца одна работница заменяет другую.

Хотя во время опроса домашних работниц ни одна из них не заявила о собственном негативном опыте, существующих рисках нарушений их прав, поскольку значительная часть украинских работников-мигрантов, прежде всего заняты в частных домохозяйствах, не имеют официально оформленных трудовых соглашений, работают лишь по устной договоренности. Ненормированный рабочий день, отсутствие отпуска, неучастие в системе социального страхования являются в таких условиях обще распространенными явлениями.

Вопреки этому, домашние работницы в целом положительно оценивают результаты миграции, прежде всего экономические, а также обеспеченные ею возможности увидеть мир, выучить язык, обогатить свой жизненный опыт.

Учитывая объективную природу миграции в Польшу, ее большое значение для благосостояния многих украинских семей, а также заинтересованность польского общества в работниках из Украины мерыпоусовершенствованиюрегулирования украинско-польских перемещений населения, в т.ч. домашних работников-мигрантов, должны быть направлены на расширения возможностей трансграничной миграции, упрощение  необходимых для этого процедур, а также защиту прав работников-мигрантов.  С этой целью необходимо решениедвух ключевых задач: обеспечение легальности трудоустройства украинских мигрантов в Польши; расширение охвата мигрантов системой социального страхования. Это требует общихусилий Украины и Польши, тесного международного сотрудничества. Вместе с тем, Украина должна активизировать усилие в направлении усовершенствования миграционного менеджмента также и в одностороннем порядке. Дополнительных усилий требует и урегулирование сферы трудоустройства в домохозяйствах физических лиц внутри страны.

 Рекомендации:

  • Изменить установки и стратегии домашних работников по реинтеграции на внутреннем рынке труда по возвращении из пассивного поиска работы на активную позицию создания рабочих мест для себя и других членов семьи. Для этого им нужны знания об особенностях работы частных предпринимателей и малого бизнеса.
  • Использование приобретенного домашними работниками социокультурного опыта в местных общинах (курсы польского языка, экскурсии на польском языке и т.п.).
  • Повышение уровня правового сознания домашних работников и работодателей, путем правового информирования и рекламирования положительных опытов. Для повышения уровня доверия к информации нужно использовать внутренние социальные сети наравне с официальными каналами.

Более активное привлечение домашних работников к созданию собственных общественных организаций или волонтерских сетей, которые могут в будущему формировать проактивную позицию и группу давления на правительства обеих стран, с целью улучшения легального положения домашних работников.